Говоря об обучении собаки, прежде всего нужно разобраться , чего хотим мы от неё, чего она может делать и чему мы можем её научить. А так же понять что такое процесс обучения. Например мы говорим что собаку нужно научить «сидеть», «лежать» и прочим премудростям ОКД , то-бишь - общего курса обучения. И мало задаёмся вопросами, а для – чего. Некоторые, отвечая на данный вопрос , имеют в виду совершение собакой каких – либо действий по команде, не задумываясь зачем это надо, другие отвечая на него говорят, что бы научить слушаться, а третьи говорят что вообще это глупость, мол собака сама всё умеет и разберётся. Давайте посмотрим - ну допустим дома, когда я один с собакой, мне все равно умеет ли она «сидеть», «лежать» и прочая, мне важно что бы она не мешалась, или как говориться : -«не путалась под ногами» и в тоже время что бы я ощущал её присутствие. На улице – что бы опять не «мешалась под ногами», и если могла оказала какую либо помощь в нужный МНЕ момент, ну например, когда мне хочется побыть одному, что бы она никого не подпускала в этот момент ко мне. Или – идя с базара с покупками, почему бы ей не нести эти покупки. Об охране личности от нападения я не говорю , так как это подразумевается само собой, как говориться – это уже будет не собака, если при ней владельца , мягко говоря могут безнаказанно обидеть, как правило сам владелец перестанет её уважать после этого, хотя в принципе мало кто заводит именно с этой целью собаку. Если собака в доме остаётся одна, то естественно на неё возлагается охрана дома, и т.д. и т.п. Как видим мы в основном будем предъявлять требования к её поведению в той или иной обстановке, а так же к тому какую помощь она может оказать и как. В большинстве случаев, нам без разницы «сидя» ли, «лёжа»ли она будет выполнять эти требования, лишь бы выполняла и тогда это будет «золотая» собака . И чем больше самостоятельности она будет проявлять при выполнении этих требований тем она лучше. Отсюда вывод - что в основном процесс обучения должен преследовать цель , - научить собаку определённым образом вести себя в той или иной обстановке, ситуации. Но для этого необходимо как-то воздействовать на собаку в какие-то моменты. Такие действия как сидеть, лежать, стоять, идти, собака и без нашего обучения может совершать, нам же нужно, что бы она их совершала в нужный момент и что бы это приводило к определённому результату, вот собственно говоря это и есть цель ОКД, что бы мы имели возможность обучить как выше говорилось: -«определённой манере поведения». А не просто что бы он «умела» сидеть там или лежать. Чего она умеет и без нашего обучения. Рассмотрите допустим краткую методику обучения «охраны» , и вы увидите что для «постановки» собаки на «охрану» достаточно и половины приёмов ОКД. В дополнение чему учить и как учить
Краткое описание методики по охране вещи, квартиры.
Выхотите, чтобы ваша собака была именно вашей, то есть выделяла вас
среди других, охраняла вас, ваше имущество, была преданной вам. Для
достижения этих целей есть несколько путей, первый: - оставить все как
есть, только не забывайте хотя бы изредка поить и кормить. Но при этом
нужно заметить, что никаких требований и претензий к выросшей собаке
предъявлять не только не следует, но и бессмысленно. Другой путь
похлопотней и требует несколько больших материальных затрат, но шансов
получить, нечто похожее на то что вы хотели несколько больше, чем в
предыдущем случае. Для этого необходимо найти нужного человека,
договориться, чтобы он взялся за обучение вашей собаки. Почему я пишу,
что нет сто процентной гарантии, дело в следующем: во первых мы по
разному оцениваем действия собаки в разных ситуациях, соответственно
человек научит, допустим, приему охраны в силу своих понятий, но вам
может не понравиться исполнение этого приема вашей собакой. То есть
поведение собаки будет соответствовать его понятиям и взглядам, а отнюдь
не вашим. Второй момент касается такого понятия как преданность. Есть
следующая особенность, для собаки хозяином в основном становиться не
тот, кто ее кормит, а тот, кто сумеет добиться от нее необходимых
действий, то есть заставит ее, что либо делать, невзирая на ее
настроение. Следующий момент касается того, что собака может плохо
выполнять ваши команды, а то и совсем отказаться их выполнять. Дело в
том, что люди, занимающиеся таким делом, как правило, имеют навык в
обращении с собакой в той или иной ситуации, какового может не оказаться
у вас, а приобретение некоторых навыков связанны с определенными
трудностями, которые не обойдешь за счет определенной суммы денег. Есть
еще ряд неприятных нюансов, которых мы коснемся, рассматривая вопросы
воспитания и обучения И следующий путь, который я рекомендовал бы каждому, это обучать свою собаку самому,
Если вы не умеете, ничего страшного в этом нет, найдите опытного
инструктора и под его руководством приступайте к занятиям. Преимущества
этого пути я вижу в следующем, вы приобретаете опыт в обучении и
обращении с собакой, что в дальнейшем позволит вам добиваться изменений в
действиях собаки, самостоятельно. При необходимости обучать новым
приемам. Собака будет знать вас и только вас, вы по настоящему
поймете, что такое преданность вашей собаки, все преимущества данного
пути перечислять я не буду, так как, на мой взгляд, их слишком много и
они очевидны, добавлю только следующее, вы сэкономите как свои деньги,
так и свое время. Теперь о возрасте собаки, то есть, с какого
времени лучше всего начать обучение вашей собаки. В данном вопросе
существует множество мнений, мое - следующее - воспитание и обучение
Вашей собаки начинайте сразу. Всех своих собак я начинал обучать сразу,
как только они у меня появлялись, это в основном с месячного возраста,
правда были две, обучением, которых мне пришлось заниматься с года, но
эти собаки ко мне и попали в годовалом возрасте. Основываясь на опыте
обучения своих собак ( первая собака у меня появилась в 1967г. И в
дальнейшем у меня постоянно были собаки служебных пород, и сей час у
меня средне – азиатская овчарка), а также на своем опыте работы
инструктором дрессировки на дрессировочных площадках ( инструктором я
стал работать с 71 года, окончив курсы инструкторов по дрессировке в
клубе ) я говорю всем кто обращается ко мне с данным вопросом -
начинайте сразу, другой вопрос с чего начать, об этом пойдет разговор
дальше. Собаку при желании можно научить очень многому, и основная
помеха не возраст собаки, а лень владельцев, которые находят массу
причин якобы препятствующих обучению их собак. Мне доводилось заниматься
с людьми имевших десятилетних собак, и мы добивались не плохих
результатов, по этому я берусь утверждать, что нет глупых и не способных
собак, а есть владельцы, которые в силу каких либо причин не обучившие
своих собак и оправдывающие себя. Мы все прекрасно понимаем, что не
всегда у людей, зарабатывающих на жизнь, может хватать время на занятия с
собакой, но не надо искать причины, помешавшие или мешающие обучению в
возрасте собаки или в ее понятливости. Вообще собака изумительное
животное, даже в старости с удовольствием учиться, вот только у нас не
всегда хватает умения и знаний обучить ее. Следующим вопросом,
должен быть вопрос, который каждый из нас должен решить самостоятельно, а
именно, что ваша собака должна делать и как вести себя по отношению к
посторонним. Поясню, почему я это подчеркиваю и формулирую именно таким
образом. От своих собак, независимо от размеров и породы я всегда
требовал, чтобы они признавали, как «своих» только тех, кто
непосредственно живет рядом со мной, то есть эти люди могли независимо
от моих желаний и настроения свободно перемещаться в квартире. Приходить
или уходить, несмотря на мое присутствие в квартиру. Свои
взаимоотношения с моей собакой они строили сами, это в первую очередь
означало, что я не требовал от них любить мою собаку, так же как и я. По
отношению других, мои собаки не должны были пускать их в квартиру, и по
отношению к ним «свои» всегда имели приоритет. Отсюда вытекало
следующее, что мои собаки должны были иметь определенные качества и
навыки сторожевой службы, чему я их и учил. Учил так же некоторых из
своих собак как возить грузы, так и носить в пасти. Если собака работала
со мной в охране, соответственно я этому и учил. В своих требованиях я
исходил, прежде всего, из следующего, собаку я заводил, прежде всего,
для себя, а не для своих друзей, и соответственно моя личность, для моей
собаки должна во всем быть на первом месте. Во-первых, это мое мнение и
мои взгляды на это (у кого - то могут быть другие). Или другой случай,
поводырь слепых, когда собака может и должна контактировать с множеством
народа. В первом случае собака должна лояльно относиться ( т.е. не
проявлять агрессии при контакте ) к очень ограниченному кругу людей и в
поведении собаки закладывается агрессия довольно таки в широком
диапазоне, во втором случае фактически агрессия исключается полностью из
поведения собаки, что вносит серьезные коррективы в процессы как
воспитания, так и обучения, о чем в дальнейшем будет сказано. И еще
об одном, перед тем как начать «дрессировать» собаку. Что бы добиться,
определенных желаемых результатов необходимо знать, что мы конкретно
будем делать с собакой, - обучать, дрессировать, или воспитывать. В свое
время я не обратил должного внимания, на эти формулировки, да думаю и
сей час, на них почти никто не обращает своего внимания, а зря, так как
отпал бы целый ряд вопросов, возникающий при работе с собакой, правда,
возникнут новые, но уже более конкретные и другого порядка. Попробуйте
сами без книги дать формулировки этим определениям, т.е. - дрессировка и
воспитание. Понятие о дрессировке вы можете найти в книгах. Я здесь
привожу его из учебного пособия 1956г., Под названием «Служебная собака»
- «Дрессировкой - называется последовательное и регулярное воздействие
на животное ( в нашем случае на собаку) в целях приучения ее к
выполнению определенных действий по различным сигналам дрессировщика».
Читая эту формулировку, я пришел к следующему выводу, что для обучения
собаки самостоятельным действиям, а именно в отсутствие дрессировщика,
или невозможности с его стороны подать сигнал собаке к действию, одной
дрессировки явно не хватит, так как нет дрессировщика или сигнала с его
стороны, нет действий. Особенно это касается собак при охране, каких
либо объектов. Не говоря уже о таких качествах, как храбрость,
настойчивость, сообразительность и т.д. и т.п. И те, кто говорят, о
врожденных этих качествах глубоко заблуждаются. Это проверенно на
площадке. Как, это другой вопрос, и мы рассмотрим его позже, если кого
это заинтересует. А теперь я так же предложу дать самостоятельную
формулировку такому понятию как воспитание, что же это такое. Мои поиски
в книгах к успеху не привели, при опросе людей, казалось бы,
непосредственно связанных с данным вопросом, а именно воспитателями,
преподавателями. Выяснилось, что, и они не могли дать точного ответа
удовлетворяющего меня, я не говорю за всех, так как всех я, конечно,
опросить не мог, и я попытался сам сформулировать из того, что нашел.
Вот эта формулировка: - «Воспитанием называется – непрерывное
воздействие (как в физическом смысле, так и моральном) на духовное и
физическое развитие, путем обучения правилам и понятиям поведения. Дачи
образования, оказания целенаправленного систематического влияния на
формирование навыков поведения, понятий и характер, (что в дальнейшем
будут определять действия индивидуума в той или иной обстановке, для
решения возникающих перед ним задач и умении ставить перед собой цели) с
целью формирования личности. Еще раз подчеркиваю, что данное
определение сформулировано мною, если оно вас не удовлетворяет, найдите
более точное. Исходя, из этого определения я делаю следующие выводы -
так как воспитание есть непрерывный процесс то это означает что в, то
время когда я не вижу собаки, это не значит, что он остановился, просто
этим процессом занимается в этот момент его величество случай со всеми
вытекающими от сюда последствиями. Следующее - дрессировку можно
рассматривать как одну из составляющих частей процесса воспитания, как и
процесс обучения, что все это взаимосвязано, что помимо этого надо
каким то образом формировать такие вещи как понятия (ну, например
понятие свой – чужой), характер, его свойства, такие как смелость,
настойчивость и т.д. и т. п. Но самое главное в всем этом то что мы
можем не просто «дрессировать» свою собаку, а учить ее воспринимать то
что происходит во круг так как это воспринимаем мы, так как она многие
события воспринимает по - своему, и соответственно согласно нашим
понятиям реагировать на них. Разберем это на примере воспитания
сторожевой собаки. Весь курс занятий длится, где - то порядка от
полутора до двух месяцев. Ориентировочный план занятий выглядел
первоначально следующим образом. - Занятие №1 Вводная часть.
Знакомство с теорией образования условного рефлекса. Условия образования
условного рефлекса. Знакомство с основами навыков охраны. Знакомство с
методикой подготовки собаки на охрану. Знакомство с приемами общего
послушания: - «сидеть», «лежать», «стоять», «ко мне», «место».
Обоснование необходимости отработки этих приемов. Показ этих приемов.
Выполнение этих приемов владельцем собаки. Контроль выполнения приемов
общего послушания с указанием на ошибки и кратким разбором последствий
этих ошибок. Занятие №2 Вводная часть. Ознакомление с приемом
«отказ от корма из чужих рук». Выполнение данного приема. Разбор ошибок с
кратким пояснением последствий этих ошибок. Проверка правильности
выполнения ранее заданных навыков с основным упором на выполнение навыка
«место». По возможности отработка навыка «охрана места», с пояснениями
методики отработки данного навыка в разных вариантах. Объяснение и
отработка навыка «рядом». Занятие №3 Вводная часть. Проверка
правильности выполнения, ранее заданных, навыков. Отработка навыка
«охрана места», ознакомление с различными вариантами усложнений
отработки навыка «охрана места». Разбор возможных ошибок и их
последствий. Ознакомление с навыком «охрана квартиры». Занятие №4
Вводная часть. Проверка правильности выполнения ранее отрабатываемых
навыков с разбором допущенных ошибок. Отработка навыка «охрана
квартиры». Разбор допущенных ошибок при отработке навыка. Ознакомление с
навыком «охрана владельца» и правилами поведения с собакой обученной
этому навыку. Занятие №5 Вводная часть. Проверка правильности
выполнения ранее отрабатываемых навыков с разбором допущенных ошибок.
Отработка навыка самостоятельности при охране квартиры. Знакомство с
возможностями корректировки поведения собаки. Занятие №6 Занятие
контрольное. Проводится с целью проверки знаний владельца с
возможностями управления собакой и методикой проведения занятий. Теперь о том, что не вошло и что стоит за понятием вводная часть и т.д.
Раньше, да и теперь еще бытует такое понятие как злоба. Причем многие
из тех с кем я разговаривал, считают это свойство врожденным. В свое
время я так же считал, но работая на дрессировочных площадках, а так же
После того как некоторое время мне пришлось ставить собак на охрану, я
пересмотрел свои взгляды. Теперь я считаю, что это не свойство, и тем
более не врожденное. Это определенный взгляд (виденье, восприятие,
называйте, как хотите) собаки на опре6еделенные действия, который
вырабатывается в течении определенного отрезка времени, причем этот
взгляд, я бы сказал почти всегда формируется под влиянием вполне
определенных действий (или без действий ) владельца во время прохождения
каких либо событий, участниками которых они становятся и его можно
менять как в ту, так и в другую сторону. Попытаюсь объяснить.
Начнем с того, что собака, когда мы ставим перед ней задачи охраны,
должна воспринимать посторонних как своих врагов, т.е. должна иметь по
отношению к ним определенный эмоциональный настрой, или скажем следующим
образом, - посторонний на определенном расстоянии от собаки должен
восприниматься ею как угроза ее жизни, интересам ( посягательства на ее
еду, лакомство, любимая игрушка, внимание и ласка владельца и т.д. и
т.п.). То же самое при охране квартиры, только здесь уместней сказать:
«на определенной территории». Причем еще раз подчеркну ее жизни и ее
интересам. Достигается это следующим образом. Первое с чего
необходимо начать, это взять себе за правило – пока собака необучена,
никто кроме своих не имеет права касаться вашей собаки, т.е. гладить,
ласкать, давать лакомство, кормить, выводить гулять и т.п. Следующий
момент (некоторым может не понравиться, другие попытаются меня оспорить)
– собака должна иметь возможность свободно перемещаться по всему дому,
если она живет в доме, квартире, если она живет в квартире. Это ее
территория, связанно это с тем, что охранять по настоящему собака будет
только свое. Так, например я отказался определять в квартире место для
своей собаки, она сама находит место, где ей в данный момент находится,
единственное условие при этом, что бы она не мешалась. Если она
мешается, я без всяких команд или удаляю ее с того места, где она
мешает. Или делаю, так что она вынуждена сама удалиться с этого места.
Например – если она легла и мешает мне ходить, я начинаю наступать ей на
лапы, проходя мимо, и через некоторое время собака сама уходит с этого
места. Причем в этот момент я не церемонюсь с ней, и если наступаю на
лапы, то наступаю, так что ей больно. Правило другое, если звонят
(стучат) в дверь, то есть к вам пришли, ни в коем случае не давайте
собаке (щенку) «знакомиться». Лучше всего собаку (щенка) вообще убрать в
другую комнату и закрыть там. В этом случае происходит следующее. У
любого живого существа есть так называемый «ориентировочный» инстинкт,
который толкает вашу собаку ознакомиться с пришедшими. Вы закрыли
собаку. Во первых ограничили ее свободу, и во вторых невозможность
познакомиться вызывает у вашей собаки большое недовольство. То есть вы
создали у своей собаки определенный эмоциональный настрой, скажем, с
«отрицательным знаком». Если вы, таким образом, будете делать некоторое
время, то тем самым свяжите этот эмоциональный настрой с подходом к
вашей двери посторонних. Можете проверить на себе. Представьте
себе, что ваша жена (муж) после звонка в дверь закрывает Вас в комнате и
не дает Вам ни послушать, ни увидеть кто пришел. С вами произойдет тоже
самое. Теперь следующий этап не только связать эмоциональный
настрой с приходом посторонних, но и выработать определенное отношение и
действия к посторонним. Здесь мы поступим следующим образом. Учим
собаку охране вещи. После того как ваша собака освоила этот навык, (ниже
мы рассмотрим процесс обучения охране вещи), Привяжите ее на
определенном расстоянии от входной двери, наденьте намордник, положите
на расстоянии 1,5 метров от нее вещь, так чтобы как бы она не бросалась,
расстояние 1,5 метра от нее до вещи сохранялось постоянно. После чего,
попросите своих знакомых, не торопясь войти в квартиру и демонстративно,
также не торопясь взять вещь, выволочь ее, не спеша, из квартиры.
Желательно что бы за одно занятие, это проделали трое разных людей с
интервалом 10 – 15 минут. Через час повторите. И таким образом проведите
занятие 2 – 3 дня подряд. Я думаю, что после этих занятий ваша собака
четко усвоит, что посторонних в квартиру пускать нельзя. Рассмотрим процесс обучения навыку «охрана вещи». Сам процесс разбиваем на несколько этапов.
Этап первый – обучение собаки навыку «место», то есть по команде
«место» ваша собака должна подойти к предмету обозначающее место и лечь
около него. Следующий этап - это обучение собаки выдержки в
начальный момент хотя бы 30 минутной. Т.е. в течение 30 минут ваша
собака должна находится около предмета, при вашем отсутствии. Третий этап – обучение собаки охране вещи.
И так первый этап. Здесь нам необходимо первоначально обучить собаку
следующим приемам; «сидеть», «лежать», и подходу к дрессировщику по
команде. Рассматривать процесс отработки этих навыков я не буду, т.к. он
есть в любом учебнике, где рассматриваются вопросы дрессировки. При
обучении собаки навыку «место» необходимо обратить внимание на следующие
моменты. При укладке собаки около вещи, расстояние между собакой и
предметом обозначающем «место», должно быть равно 1,5 длины корпуса.
Собака укладывается, всегда так чтобы она могла видеть народ, который
находится поблизости. Предмет, обозначающий «место» всегда должен
находиться впереди собаки. Старайтесь для обучения выбирать предметы,
обозначающие место, имеющие заметные габариты. Не используйте для
обучения полиэтиленовые пакеты или мелкие предметы, этот выбор может
усложнить отработку навыка, или что еще хуже, внести ошибку. Подойдут
такие предметы как рюкзаки, большие спортивные сумки, и т.п. Лакомство
старайтесь положить в сумку в хрустящей упаковке, чтобы в тот момент,
когда вы будете доставать из сумки лакомство, упаковка издавала как
можно больше шума. Приступая к отработке приема, постарайтесь мысленно
описать все свои действия, и сам прием, допустим следующим образом.
Сумка на плече. Собака сидит рядом с вами у левой ноги на поводке.
Поводок в левой руке. Поводок свободно провисает, касаясь земли (пола).
Левой ногой, не натягивая поводка, становимся на поводок. Подаем команду
«место». Правой рукой снимаем сумку с плеча и делая шаг вперед правой
ногой, ставим сумку перед собакой. Одновременно с этим тянем левой рукой
поводок, заставляя собаку лечь. Повторяя команду «место», достаем
правой рукой лакомство из сумки и даем его собаке. Подавая команду
«место», делаем обход собаки. При попытке собаки встать, препятствуем
этому, одновременно подавая команду «место». Убедившись, что собака
лежит, плавно отходим на длину поводка, и подзываем ее к себе командой.
Поводок желательно иметь 10 м длиной. Теперь подаем команду «место» и
быстро ведем собаку к сумке, укладываем ее, даем лакомство, все время,
подавая команду «место». И таким образом делаем 3 раза, после чего
подаем собаке команду «лежать», и переносим сумку на длину поводка на
новое место. Подходим к собаке, подаем команду «место», и заставляем ее
занять положение рядом с сумкой, сохраняя порядок, как в даче лакомства,
так и в подаче команд. Трижды повторяем упражнение на этом месте. После
чего переносим сумку в новое место, как мы это сделали ранее, и опять
повторяем 3 раза это упражнение. Сделайте небольшой перерыв, и повторите
это упражнение, но только место положение сумки меняйте после первого
же подхода. Занимаясь, таким образом, вы в течение недели должны
добиться от собаки самостоятельного подхода по команде к предмету,
обозначающему место. Добившись этого, переходим к следующему этапу.
Отработка выдержки сам по себе процесс несложный, но нудный. После того
как вы добились того, что собака по команде подходит и укладывается
около предмета обозначающего место, вы начинаете ходить, меняя темп
движения, направление движения, постепенно увеличивая расстояние. А так
же и время, нахождения собаки около предмета и плавно увеличивая
интервал времени между моментами подачи команд, эпизодически повторяя
команду и давая лакомство, но не часто. При попытке собаки встать или
уйти, вы препятствуете командой или заново укладываете ее около предмета
командой «место». Команда при этом должна звучать резко, сердитым тоном
- жестко и твердо. Ни в коем случае не позволяйте себе уговаривать
собаку, разговаривать с ней. Приступая к отработке приема «охрана
места», следует помнить, что перед этим вы согласно плану занятий
отработали такой прием как «отказ от корма из чужих рук». Под этим
подразумевается, что ваша собака воспринимает чужие руки как угрозу, и
реакция на эту угрозу выражена в активной форме. Теперь кладем
собаку, подавая команду «место», соблюдая все выше оговоренные правила.
Владелец отходит на шаг назад и становится за собаку, поводок необходимо
несколько подтянуть, чтобы она могла только встать. Если занятие
проводится дома, то место для упражнения старайтесь выбрать так чтобы
человек, который будет брать сумку, заходил со стороны входной двери, и
собака видела это. Человек начинает, крадучись двигаться в сторону
сумки, делая движения руками, как бы приноравливаясь, что бы удобней
прихватить сумку. Теперь уместно пояснить, почему дистанция между
собакой и сумкой должна быть полтора корпуса собаки. Дело в том, что
если сумка будет находиться рядом с собакой, она как бы выпадает из поля
зрения собаки, и в тот момент, когда вы будете побуждать ее к активным
действиям по охране сумки, как думаете, вы, но собака будет действовать и
воспринимать действия как направленные против нее самой. По этому
получится, что вы просто натравливаете ее на человека. Так как человек
не сможет четко обозначить в ее глазах своих действий направленных на то
чтобы отобрать сумку. Вам же надо, что бы действия собаки были
направлены именно против человека, посягающего на вещь. По этому собака
должна четко видеть его действия связанные с вещью. А этому будет мешать
неправильно выбранная дистанция (см. схему). Движения должны иметь
демонстративный характер. Если собака проявляет заинтересованность,
владелец по ходу действия приема или молча наблюдает, или поощряет
правильные действия. Человек начинает брать сумку. Демонстративно
раскрывая ее, рассматривая, что в ней находится, перебирая в ней руками,
или делает вид, что перебирает в ней. Одновременно подразнивая собаку,
вызывая ее на агрессию. В случае агрессивного поведения, т.е. собака,
бросается на него, владелец поощряет собаку к действиям против него, но в
то же время, удерживая собаку на расстоянии 1,5 корпуса собаки от
сумки. Здесь должна быть поясняющяа схема но она не получается
Человек начинает медленно двигаться к выходу, волоча сумку за собой.
Владелец с собакой, сохраняя дистанцию, преследует его, все время,
поощряя собаку на активные действия. Подойдя к двери человек, бросает
сумку и выскакивает за дверь. Владелец тут же укладывает собаку командой
«место», и поощряет ее лакомством, доставаемым из сумки, повторяя при
этом команду. После этого подается команда рядом. На виду у собаки
владелец поднимает сумку и уводит собаку, в какую либо комнату,
закрывает ее там отдыхать на 15 минут, после чего упражнение повторяют
еще раз. Если собака ведет себя инертно, т.е. не проявляет интереса
к человеку, движущемуся в сторону сумки, владелец должен начать
возбуждать собаку, допустим, ругая приближающегося человека, делая
замахи свободной рукой, как бы отгоняя (прогоняя) его. Одновременно с
этими действиями владельца, человек так же должен начать действовать
более активно. В каждом конкретном случае, какие действия необходимо
совершить, чтобы добиться желаемого результата вам подскажет инструктор.
Следующее упражнение заключается в том, что бы добиться от собаки
правильности оценки ситуации. Это значит, что если к вещи подходят двое,
ваша собака должна реагировать на человека берущего сумку, более
сильно, чем на другого, который будет пытаться просто отвлечь ее
внимание. Есть несколько способов Добиться желаемого результата.
Один из них заключается в следующем: - сперва выходит один человек и не
доходя до сумки метра 1,5 – 2 начинает провоцировать собаку на
нападение, но движений в сторону сумки не делает. Все попытки собаки
броситься на него пресекаются владельцем, строгой командой «место», с
последующей укладкой собаки. Добившись определенной выдержки, т.е.
собака, не срываясь с места, следит за ним, выходит второй. Заходит с
другой стороны и делает попытки забрать сумку. Все действия собаки
-направленные в его сторону поощряются и если необходимо, сразу
корректируются. Одновременно с отработкой этих приемов вы
приступаете к обучению собаки, противостоянию в борьбе с человеком.
Здесь вам необходима помощь опытного инструктора, который имел бы опыт
работы с дрес. рукавами и дрес. халатом. Несмотря на кажущуюся простоту,
отработка этого приема требует определенного опыта работы со спец.
снаряжением, знания характерных особенностей той или иной породы, так
как здесь закладывается как рисунок, так и манера борьбы вашей собаки с
человеком. Примерная схема - собака лежит около вещи, удерживаемая
владельцем. Выходит инструктор, экипированный соответствующим образом,
пытается забрать вещь, доводя собаку до агрессивного состояния, и дает
собаке сделать хватку. Все остальное должен решать инструктор, на месте
исходя из индивидуальных особенностей поведения собаки, т.е. делать ли
пуск, когда его делать, каким образом и т.д. и т.п. Далее мы
приступаем к отработке навыка охраны квартиры. Ориентировочная схема
обучения была указана выше. Отмечу только следующий момент. Фактически
навык охраны квартиры закладывается в момент отработки приема «охрана
вещи», именно поэтому заход в квартиру и подход к вещи желательно
совмещать. После того как вы отработали «охрану вещи» - переходите к
охране квартиры. Для этого необходимо собаку привязать на некотором
расстоянии от входной двери и положить перед ней вещь. Входящий человек
звонит во входную дверь, постучал в нее, то есть привлек, акцентировал
внимание собаки на входной двери, не торопясь, подходит к вещи, дразня
собаку, берет вещь, и волоча ее по полу тащит ко входу. В это время
выбегает владелец, громко ругаясь, делая выпады в сторону человека
утаскивающего сумку, всячески поддерживая агрессию собаки в сторону
человека, утаскивающего сумку. Отвязывает ее и начинает преследовать,
удерживая собаку на расстоянии 1-1,5м от него. У входной двери сумка
бросается и человек убегает. Собака удерживается у входной двери,
укладывается около вещи, хвалите ее, даете лакомство. И таким образом
поступаете два – три раза. Далее приучаете собаку к работе
самостоятельно, т.е. в отсутствии хозяев. Собака привязывается недалеко
от входа на обусловленном расстоянии, ставится вещь, хозяева покидают
полностью все квартиру. Как минимум через 15 –20 минут, после того как
все покинули квартиру, инструктором делается заход в квартиру с
одновременным подходом к вещи. Судя по поведению собаки в данной
ситуации, им решается дальнейшая схема занятий, сколько собака будет
работать на привязи, нужна ли ей поддержка владельцев, если да то в
какой момент, когда перейти на свободную охрану, и когда можно убрать
вещь и перейти чисто к охране квартиры. Обычно как таковых занятий по
охране квартиры в чистом виде я не проводил, это занятие было как бы
заключительным и являлось своего рода экзаменационным. Но один – два
захода делается без укладки вещи, и если собака во время захода будет
инертна, инструктором принимаются соответствующие меры, что бы собака
при заходе начала проявлять активно-оборонительную реакцию. В каждом
конкретном случае этот вопрос решается индивидуально, в зависимости от
поведения собаки. Я подчеркиваю, что в эту схему занятий,
отработанную мною, в каждом конкретном случае вносились какие либо
изменения, корректировки, в зависимости от индивидуального поведения
собаки при обучении. Это именно – схема занятий, работая по которой я
добился определенных успехов.
|