ВОСПИТАНИЕ СОБАКИ Воспитывать собаку, как уже говорилось, следует с первого дня ее появления в доме. Большинство собак спокойно принимают роль субдоминанта и не сопротивляются в процессе воспитания. Однако нередки случаи, когда собака – прирожденный лидер. В этом случае задача существенно усложняется. Такая собака будет сопротивляться при попытках хозяина управлять ее поведением и будет стремиться занять место, максимально близкое к вершине иерархической лестницы. Если вы постоянно уступаете собаке, она не станет вам подчиняться. Дело в том, что потребность в иерархических отношениях заложена генетически, и если владелец не становится лидером, это место занимает собака. В этом случае вам понадобится помощь профессионального дрессировщика. В процессе воспитания следует учитывать тот факт, что собака постоянно наблюдает за вами, подмечая даже незначительные изменения в мимике, интонации, жестах. И если вы не ведете себя как лидер, она быстро поймет это и не станет подчиняться. Поэтому прежде всего следует научиться вести себя как лидер и в итоге стать им. Посещая курсы дрессировки, обратите внимание на поведение профессиональных инструкторов. Для того чтобы заставить собаку подчиняться, они ведут себя уверенно, сдержанно, мягко, но в то же время настойчиво. Они не просят собаку выполнить команду, они приказывают. Не спешите повышать голос и наказывать собаку. Для большинства собак достаточно перемены интонации и настойчивости в голосе владельца. Однако, если собака уже стала лидером, вам будет сложнее. Резкие перемены в поведении вызовут ответную агрессию. В данном случае следует применять не наказание, а поощрение. Хвалите собаку за выполнение команд, а в случае непослушания просто игнорируйте ее. Независимо от того, насколько собака избалованна, она любит вас и будет стараться сделать все, чтобы добиться внимания и похвалы. Например, перед тем как идти с ней на прогулку, дайте собаке команду и, пока она ее не выполнит, не выводите на улицу. Если собака игнорирует вас, не уступайте. Со временем она поймет, что получить желаемое можно лишь путем подчинения лидеру, т. е. вам. Кличка Официальное имя, присвоенное собаке кинологическим клубом, может сказать о годе рождения, порядковом номере, именах матери и отца, а также о названии питомника, где родилась собака. Как правило, такие имена очень длинные и неудобные в повседневном обращении. Поэтому большинство владельцев либо сокращают официальное имя до приемлемого, либо придумывают кличку, не имеющую ничего общего с официальным именем. Кличка предназначена для привлечения внимания собаки. Часто ею заменяют команду «Ко мне!». Кличка должна быть удобна в произношении и подходить вашей собаке. Варьируя интонацию, владелец может использовать ее как похвалу или как строгий выговор. К кличке щенка следует приучать с первых минут его появления в доме. Произносите кличку во время всех значимых для щенка событий – кормления, игры, воспитательных мероприятий и т. д. Собаки привыкают к кличке в течение 4-5 дней. Для того чтобы щенок быстрее привык к кличке, старайтесь произносить ее как можно чаще. Как только щенок обратит внимание, обязательно похвалите его, погладьте или дайте лакомство. Перед каждым кормлением следует произносить кличку. После реакции щенка сразу поставьте перед ним миску и похвалите. Во время кормления произнесите кличку еще 2-3 раза. Очень важно научить щенка мгновенно реагировать на кличку, когда он на что-либо отвлекся, занят игрой и т. д. Для этого перед каждым кормлением выбирайте момент, когда щенок отвлечется, и произнесите кличку. Когда щенок подходит, ставьте перед ним миску и обязательно хвалите. На начальном этапе для закрепления навыка используйте положительное подкрепление. Когда щенок реагирует на кличку, поощряйте его. Со временем количество поощрений следует сокращать. Впоследствии к поощрению нужно прибегать лишь в некоторых случаях. После 3 мес щенок, как правило, полностью привыкает к кличке, однако навык все же требует постоянного закрепления. Во время дрессировки произнесение клички необходимо сочетать с различными командами. Место Место – это специально отведенный для собаки уголок, где она может отдыхать. Место собаки должно быть теплым, удобным и изолированным от сквозняков. В качестве подстилки идеально подойдет матрас. На нем собаке будет тепло и комфортно. Каждый раз, когда после кормления и игры щенок ляжет отдыхать, осторожно возьмите его на руки и произнеся команду «Место!», уложите на подстилку. Первое время щенок, скорее всего, будет вырываться и пытаться убежать. В этом случае, удерживая его на матрасе, повторите команду «Место!», погладьте и успокойте. Когда щенок успокоится, обязательно похвалите его и поощрите лакомством. Отрабатывайте команду ежедневно 3-4 раза. По этому же принципу щенка приучают уходить по команде «Место!», если он попрошайничает или мешает вам заниматься делами. Следует отметить, что щенка гораздо легче приучить к месту, если он только что поел или пришел с прогулки. Значительно сложнее это сделать, если щенок голоден. Закреплять навык на команду «Место!» следует и в возрасте 3-6 мес. Только теперь после произнесения команды щенка нужно не относить, а отводить на место. Позовите щенка по имени и отведите к подстилке. После этого несколько раз повторите команду, пока щенок не успокоится. Затем погладьте и похвалите его восклицанием «Молодец!» или «Хорошо!». После того как щенок некоторое время полежит на месте, поиграйте в его любимую игру. В этом случае роль положительного подкрепления особенно велика. Со временем после подачи команды все реже сопровождайте щенка, а затем отправляйте его на место одного. Упражнение следует повторять ежедневно не менее 2 раз. В возрасте 7-8 мес команда «Место!» должна отрабатываться не только в квартире, но и на улице. Для этого возьмите собаку на длинный поводок и положите перед ней какой-либо предмет, который будет символизировать ее место. Затем уложите собаку по команде. Отойдите от щенка на расстояние 1 м и позовите его по имени, после чего жестом оправьте на место (протяните правую руку ладонью вниз на уровне пояса в сторону места). Если щенок не идет на место, сделайте несколько легких рывков поводком, направляя его к месту. Подведя щенка к предмету, уложите его и поощрите лакомством или похвалой. Упражнение следует повторить 2-3 раза, делая перерывы. В случае если щенок отходит от места, команду следует повторить более строгим тоном. Когда команда и жест будут отработаны, команду следует повторять все реже и направлять собаку жестом. Навык считается отработанным, если собака после первой команды или жеста владельца быстро возвращается на место, самостоятельно ложится и сохраняет выдержку. Приучение к ошейнику и поводку Приучение щенка в возрасте 2-2,5 мес к ошейнику и поводку не создает особых трудностей. Однако чем старше собака, тем больше вероятность того, что она будет сопротивляться. Процесс приучения пройдет гораздо легче, если вы будете надевать ошейник во время игры. В случае если собака выражает недовольство, дайте ей лакомство или попробуйте отвлечь. Затем снимите ошейник и ничего не давайте. Проделайте это несколько раз. Если ошейник сильно беспокоит щенка, надевайте его перед кормлением и кормите щенка, только когда он в ошейнике. То же самое касается и прогулок. Со временем собака привыкнет и будет ассоциировать ошейник с прогулкой и лакомством. Когда ошейник перестанет создавать щенку неудобства, пристегните к нему легкий поводок. При попытках грызть поводок отвлеките щенка лакомством или игрушкой. Если щенок не обращает на поводок внимание, поощрите его. На начальном этапе приучения щенка к ошейнику и поводку соблюдайте следующие правила: – не наказывайте щенка, пока на нем ошейник и поводок; – не тяните щенка, поскольку это может вызвать у него панику; – направляйте щенка легкими рывками. Следует учитывать, что на первых прогулках в ошейнике и поводке щенок может вести себя по-разному: пугаться, вставать на месте, лаять. В этом случае его следует успокоить, подбодрить и обязательно дать лакомство. Не следует резко дергать поводок, иначе щенок может испугаться и в дальнейшем вам будет гораздо сложнее. Помните, не собака ведет владельца, а владелец собаку. Пока щенок маленький, его движения несложно корректировать легкими рывками поводка. Если щенок не подчиняется, силу рывка следует увеличить. Важно сделать так, чтобы щенок относился к поводку спокойно. В большинстве случаев так и бывает, поскольку он воспринимает поводок как предвестник прогулки. Именно поэтому никогда не следует наказывать поводком. Не следует также позволять щенку играть с поводком или грызть его. В этом случае отпустите поводок и предложите щенку палку или игрушку. Если подросшая собака не обращает внимания на легкие рывки, сделайте несколько рывков подряд или воспользуйтесь ошейником. Электроошейник В последнее время довольно популярным стал электроошейник. Он состоит из пластмассового корпуса весом около 50 г и двух железных штырьков, направленных внутрь ошейника. Электроошейник заряжается в течение 8-10 ч и надевается вместе в ошейником таким образом, чтобы не было непосредственного контакта с телом животного. Электроошейник действует на расстоянии до 40 м и оснащен дистанционным управлением. Электроошейник предназначен для того, чтобы своевременно и неожиданно наказать собаку за нежелательное поведение. Как правило, его используют при дрессировке служебных собак. При этом обязательно учитывается размер, масса тела, а также состояние нервной системы животного. Собаки с сильной нервной системой на действие разряда, как правило, реагируют агрессивно. В основном собаки сразу реагируют на действие электроошейника, однако важно, чтобы у животного не выработалась привычка к его воздействию. Чтобы наказание было действенным, важно применять его только при крайней необходимости. Кроме того, использование электроошейника допустимо лишь в присутствии инструктора. Хотелось бы отметить, что предпочтительно пользоваться более гуманными методами коррекции поведения. Приучение к наморднику Как правило, собаки не любят носить намордник, потому что его ношение причиняет им неудобства. В данном случае следует поступать так же, как при приучении к ошейнику и поводку. Сначала надевайте на собаку намордник непосредственно перед прогулкой и выводите на улицу только в нем. Если собака сопротивляется, снимите намордник и вернитесь с ней в подъезд. Затем наденьте и снова выйдите на улицу. Снимите поводок и дайте собаке команду «Гуляй!». Можно надевать намордник за несколько минут до кормления. Если собака реагирует спокойно, обязательно дайте ей кусочек ее любимого лакомства. Можно подкармливать животное через намордник. Таким образом со временем намордник будет ассоциироваться у собаки с прогулкой и получением лакомства. Обучение послушанию Основой послушания является команда «Ко мне!», к ней щенка следует приучать в первую очередь. Позовите к себе щенка, используя кличку и команду. Если щенок подошел сразу, обязательно похвалите его и поощрите лакомством. Поощрение должно быть незамедлительным, поэтому во время подачи команды лакомство должно находиться в руке хозяина. Поощрять следует не за любой подход к владельцу, а лишь в случае выполнения команды. Можно поступить иначе. Если собака отказывается выполнять команду, сделайте вид, что уходите от нее. Животное боится одиночества и обязательно пойдет за вами. В случае подхода поощрите собаку лакомством, похвалите или погладьте. Если у вас есть автомобиль, к нему щенка также следует приучать с раннего возраста. Чтобы собака могла оставаться одна во время вашего отсутствия, сначала уходите на несколько минут, поощряя собаку лакомством, затем постепенно увеличивайте время. В процессе воспитания подрастающего щенка возможны конфликтные ситуации. Например, если владелец или члены семьи пытаются отнять у него игрушку, щенок рычит или пытается укусить. Таким образом собака отстаивает свое право на лидерство. Поэтому необходимо своевременно дать щенку понять, что лидерство владельца оспаривать не стоит. В таких случаях рекомендуется строгая дрессировка по выработке послушания. Довольно распространенной проблемой владельцев является склонность у собаки к попрошайничеству. Первое время подобное поведение не вызывают особых проблем, однако впоследствии собака начинает добиваться желаемого любыми путями. Она лает, царапает мебель, прыгает. Иначе говоря, действует на нервы владельцу и другим членам семьи. Решить эту проблему можно только одним способом – ни при каких условиях не давать собаке то, чего она пытается добиться попрошайничеством. Не следует использовать поощрение. Например, если вы работаете за компьютером, а собака требует внимания, не следует давать ей игрушку или лакомство, чтобы она оставила вас в покое. Таким образом вы лишь подкрепляете нежелательное поведение. В этом случае следует либо игнорировать собаку, либо строго наказать. Поведение с посторонними Как правило, собаки реагируют на посторонних людей в зависимости от ситуации, в которой происходит встреча с ними. Находясь на чужой территории, собака скорее всего будет вести себя безразлично. Поведение собаки в собственной квартире и других знакомых местах определяется ее породными особенностями, воспитанием, а также предшествующим опытом. Приведем основные варианты поведения собаки с посторонними. Вариант 1. Когда собака была еще щенком, вы позволяли гостям гладить и подкармливать ее. В этом случае собаки абсолютно всех пород ведут себя одинаково. Всех, кто приходит в квартиру, они встречают радостным лаем, лезут на колени и попрошайничают. Дело в том, что образ постороннего человека ассоциируется у такой собаки с вниманием, игрой и получением лакомства. Вариант 2. По отношению ко всем посторонним людям (в их число входят и родственники) собака проявляет агрессию, лает и пытается укусить. Подобное поведение, как правило, наблюдается у собак крупных пород, занимающих высокий иерархический статус, а также у специально обученных собак. Такая собака является хорошим охранником, однако непригодна для жизни в городской квартире. Вариант 3. Когда в доме появляется посторонний, собака обнюхивает его и настороженно следит за его поведением. Она не пристает к гостю, не попрошайничает, но и не проявляет агрессии. Данный вариант является оптимальным и достигается путем воспитания и дрессировки. Если вы хотите воспитать такую собаку, ограничьте число посторонних до минимума, пока животное не достигнет возраста 12 мес. Не позволяйте гостям гладить, подкармливать животное или играть с ним. Поведение собаки в квартире зависит от вашего желания, однако на улице собака должна вести себя так, чтобы не доставлять неприятностей окружающим людям. Хорошо воспитанная собака не должна обращать внимания на посторонних людей на улице. Это касается также велосипедистов, бегунов и других людей, передвигающихся необычным для собаки образом. Для того чтобы этого добиться, необходимо не допускать того, чтобы посторонние стали для собаки источником приятных или неприятных ощущений. Если собака привыкнет к тому, что случайные прохожие могут играть с ней или подкармливать ее, вскоре она сама будет требовать от них этого. Кроме того, такая собака может сильно напугать постороннего человека. Ведь никто, кроме вас и специалиста, не может определить, с какими намерениями она бежит к прохожему. К тому же такая собака никогда не станет для вас защитником, поскольку все окружающие люди для нее – друзья. Излишне агрессивная собака также является головной болью для владельца. Она дерется с другими собаками и кидается на всех, кто кажется ей подозрительным. Такое животное можно выводить на улицу только в наморднике и на поводке. Такая собака – отличный защитник, но подходит лишь владельцам частных домов. Следует отметить, что беспричинная агрессия у собак бывает крайне редко. Ваш старый знакомый, который вам кажется порядочным человеком и к тому же не проявляет попыток обидеть собаку, вызывает у нее агрессию. Причин подобного поведения может быть несколько. Например, пристальный взгляд незнакомого человека является для собаки сигналом опасности. Помимо этого, случайный прохожий может напомнить собаке человека, доставившего ей неприятные ощущения. Внешний вид или походка постороннего могут показаться собаке трусливыми, что почти всегда вызывает агрессию со стороны животного. Чтобы собака адекватно реагировала на окружающих, прежде всего установите для нее правильный иерархический статус. Таким образом только вы будете решать, когда и по отношению к кому собака будет проявлять агрессию. Устранить нежелательное агрессивное поведение можно только посредством устранения его причины. Понаблюдайте за собакой, при каких условиях она негативно воспринимает посторонних, какие люди вызывают у нее агрессию. Если обычные методы коррекции поведения не помогают, примените метод отрицательного подкрепления. Кроме того, рекомендуется использовать следующий метод. Отработайте с собакой какую-либо команду, например «Рядом!». Для начала добейтесь четкого ее выполнения в спокойной обстановке. Со временем при попытках собаки совершить нежелательное действие строго произнесите команду «Рядом!». Данный метод хорош тем, что животное не сможет одновременно выполнить вашу команду и кого-либо укусить. Кроме того, он более гуманный, что также немаловажно. ДРЕССИРОВКА СОБАКИ обучение собаководов дрессировке включает в себя теорию дрессировки (информацию о физиологических основах поведения собаки), технику дрессировки, практические занятия на дрессировочной площадке. На знании физиологических основ поведения собаки формируется понимание ее психики и правильное построение работы по коррекции поведения. Техника дрессировки включает в себя приемы воздействия на собаку в целях выработки необходимых навыков. Различают общую и специальную дрессировку, а также тренировку служебных собак. Посредством общей дрессировки вырабатывают навыки общего послушания, необходимые для управления собакой, а также для овладения специальными навыками. Навыки общей дрессировки носят название «общедисциплинарные», поскольку с их помощью владелец (или дрессировщик) дисциплинирует поведение собаки. Эти навыки необходимо вырабатывать у собак всех пород независимо от их назначения. Специальная дрессировка направлена на обучение собак определенной службе (сторожевой, разыскной, караульной и т. д.). Тренировка собак является закреплением пройденного и проводится с целью запечатления в памяти животного тех навыков, которые вырабатывались в процессе дрессировки, и их совершенствования. Физиологические основы дрессировки Процесс дрессировки представляет собой воздействие на собаку с целью коррекции ее поведения, выработки определенных навыков, необходимых для управления поведением собаки. Поведением называется совокупность действий, а также образ жизни собаки в определенных условиях. Поведение недрессированной собаки обусловлено физиологическими потребностями организма и условиями существования. Такой собакой практически невозможно управлять. Поведение дрессированной собаки корректируется с помощью команд, условных сигналов и жестов владельца. Дрессировка позволяет научить собаку вести себя должным образом в определенной обстановке. Обладая высокоразвитой нервной системой, собаки довольно легко поддаются дрессировке. Это обусловлено наличием элементарного мышления, благодаря которому животное приспосабливается к новым условиям, используя прежний опыт. Те или иные действия собаки всегда являются ответной реакцией на постороннее воздействие. Любое воздействие на организм, вызывающее ответное действие, называется раздражителем, а ответное действие организма – реакцией. В процессе дрессировки собака реагирует на раздражители-сигналы. В процессе закрепления данные раздражители становятся сигнальными. Развитие умственной деятельности собаки В процессе развития умственной деятельности животных всех видов различают определенные периоды, или фазы. Знание этих периодов в немалой степени помогает владельцам и дрессировщикам лучше понимать особенности поведения собак. Например, тех щенков, которые выращиваются в специальных питомниках, как правило, очень рано отнимают от матери и затем перевозят для передачи в зоомагазины или на псарни, что является немалым стрессом для маленького щенка. Впоследствии такая собака будет совершенно неприспособлена к общению с людьми и собаками. Дело в том, что упущен очень важный период – период социализации в обществе себе подобных. Такие собаки, как правило, вырастают агрессивными, поскольку рядом не было матери, чтобы обучить их в течение первых недель развития. Этот критический период важен и для формирования темперамента собаки. Многие владельцы ошибочно полагают, что темперамент заложен генетически. Доля истины в этом, конечно, присутствует, однако чаще всего поведение собаки определяется условиями окружающей среды, а соответственно, не может быть передано по наследству. Темперамент может передаваться и путем подражания. Например, собака-лидер будет проявлять агрессию по отношению ко всем, кто приходит посмотреть на ее щенков. Впоследствии щенки будут подражать поведению матери, что довольно легко списать на наследственность. Однако, если бы владелец вовремя понизил иерархический статус собаки, она не рычала бы на тех людей, которым он позволил подойти к ней и к щенкам. В этом случае и щенки запомнили бы уважительное отношение к решению лидера. Следует отметить, что щенки в возрасте 4-7 нед развиваются настолько быстро, что уже к возрасту 7 нед воспринимают происходящее как взрослые собаки, а следовательно, способны учиться на примерах. Традиционно выделяют несколько периодов в развитии собак. Неонатальный период (0-13 дней) Это время развития органов чувств щенка. Когда щенки начинают двигаться по манежу, в котором родились, их поведение мало напоминает собачье. В данном случае они используют все развивающие органы чувств с целью исследования окружающей среды, а уже посредством положительного или отрицательного подкрепления учатся действовать как собаки. Например, исследуя окружающее пространство, щенки натыкаются друг на друга, пытаются играть и возиться. Опыт, приобретаемый подобным образом, несомненно, положительно сказывается на дальнейшем поведении собак. Период социализации (14—49 дней) Чем взрослее щенки, тем более направленными становятся их действия. Играя, они пускают в ход зубы, определяют, какой силы должен быть укус, и узнают ощущение боли, когда их кусают в ответ. Единственное назначение зубов в этот период – причинение боли. Поскольку у щенков слабо развиты челюстные мышцы, на данном этапе зубы не подходят для того, чтобы грызть кости и охотиться. Именно в это время щенки должны учиться определять силу укуса. Укусив товарища, щенок видит его реакцию, благодаря чему узнает, насколько сильным был укус. На этой стадии мать перестает кормить щенков молоком. Она рычит на щенков, делая предупреждение. В следующий раз малыш отреагирует мгновенно. Некоторые заводчики ошибочно предполагают, что подобное поведение матери по отношению к щенку является опасным для его жизни, и даже изолируют его. Следует учитывать, что подобное поведение матери означает пресечение попыток щенка занять доминирующее положение, что является абсолютно естественным. Очень важно, чтобы щенок рос и развивался рядом с себе подобными. Только в этом случае он вырастет полноценной собакой. Не позволив матери как положено воспитать щенка с явным стремлением к лидерству, заводчик обеспечит будущего владельца этого щенка массой проблем. Основными моментами фазы социализации являются: определение силы укуса, обучение общению с себе подобными и установление иерархических отношений. Заводчик должен постоянно брать щенков на руки, а также осматривать их. Это обеспечит щенку не только опыт общения с человеком, но и стрессоустойчивость. Период определения ранга (12—18 нед) В этот период щенок постепенно становится молодой собакой. Он уже привык к обстановке, позволяет себе некоторые вольности и определяет свои права. Как правило, владелец 12-недельного щенка воспринимает его как маленького ребенка, что абсолютно неверно. Собаки развиваются очень быстро, поэтому следует пресекать малейшие попытки нежелательного поведения. Фаза определения ранга характеризуется тем, что начинают резаться зубы и рвется связь с матерью. В это время щенок обретает уверенность в себе и старается занять место лидера. Период наступления половой зрелости (6-14 мес) В это время происходят гормональные изменения в организме собаки. Данный процесс сильно сказывается на их поведении. Незначительные проявления нежелательного поведения становятся более явными. Одним из побочных явлений гормональных изменений является боязнь знакомых вещей. Например, собака начинает лаять и сторониться предмета, который видела ежедневно на протяжении длительного промежутка времени. В данном случае очень важна правильная реакция владельца. Оптимальным решением будет попытка владельца успокоить собаку и побудить ее подойти к объекту боязни. Однако здесь важно действовать мягко и обязательно хвалить собаку за хорошее поведение. Ни при каком условии не следует игнорировать подобные проявления, поскольку в этом случае владелец не только не решит проблему, но и поспособствует закреплению нежелательного поведения. Период зрелости (1-4 года) До 4-месячного возраста критические периоды развития не имеют явных различий у собак разных пород. Различия проявляются чуть позже. Следует отметить, что собаки мелких пород проходят все фазы развития раньше, чем крупные собаки. Наступление половой зрелости происходит в период от 1 до 4 лет в зависимости от породы, размеров, а также индивидуальных особенностей собаки. Наступление половой зрелости – это именно то время, когда собака будет активно отстаивать свое право на лидерство. Если собака смогла стать лидером до 18 нед (период определения ранга), попытка человека доминировать скорее всего будет воспринята агрессивно. Однако это зависит также от породных особенностей собаки. Некоторым собакам присущи активные оборонительные рефлексы. В ситуации вызова такие собаки ответят агрессией. Собака с пассивными оборонительными рефлексами покажет подчинение и страх. Наличие активных оборонительных рефлексов наиболее характерно для собак сторожевых пород. Не спешите наказывать собаку за нежелательное поведение. Желательно сначала проанализировать упущения в воспитании на более ранних периодах развития и исходя из этого провести корректирующие занятия. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ В ДРЕССИРОВКЕ Навыки – это те или иные формы поведения собаки, приобретенные в процессе жизни и дрессировки. Навыки различны по своему значению и представляют собой последовательную цепочку определенных условных рефлексов. С целью выработки навыков у собаки применяется ряд методов: подражательный, вкусопоощрительный, механический и контрастный. Использовать данные методы следует осторожно, с учетом индивидуальных особенностей нервной системы животного. Подражательный метод Данная техника основана на врожденной способности собаки подражать действиям других собак. Поскольку собаки по своей природе – стайные животные, способность подчинения лидеру (а в возрасте до 1 года – матери) заложена у них генетически. Эти врожденные инстинкты закрепляются в процессе жизни. Подражательный метод широко применяется в дрессировке пастушьих и охотничьих собак. Щенки участвуют в работе взрослых собак и учатся необходимым навыкам. Этот метод позволяет научить собак задерживать убегающего, преодолевать препятствия, производить хват и т. д. Однако, применяя его, нельзя научить собаку выполнять команды, запрещающие действия. Вкусопоощрительный метод Вкусопоощрительный метод, как правило, применяется при дрессировке декоративных собак. При использовании данной техники дрессировщик побуждает собаку к выполнению желаемого действия с помощью пищевого раздражителя, а для подкрепления условного рефлекса применяет лакомство. Вкусопоощрительный метод позволяет быстро выработать у собаки рефлексы, требующие определенных действий, а также ее заинтересованность в выполнении этих действий. Кроме того, укрепляется контакт дрессировщика с собакой. Однако данная методика не обеспечивает безотказного выполнения команд. Помимо этого, применяя его, не представляется возможным отработать команды, запрещающие действие. Контрастный метод Он является основополагающим методом дрессировки собак. Суть его заключается в совокупности механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного. При этом механические раздражители применяются с целью побуждения собаки к выполнению того или иного действия, а поощрительные – с целью закрепления этого действия. Например, при отработке команды «Рядом!» дрессировщик корректирует движение собаки рывками поводка (механическое воздействие), а после выполнения команды дает лакомство или хвалит собаку (поощрительное воздействие). Данная методика хороша тем, что позволяет быстро и прочно выработать и закрепить у животного условные рефлексы на определенные команды, установить прочный контакт дрессировщика и со баки, а также достичь безотказного выполнения команд при наличии отвлекающих раздражителей. Механический метод Суть данного метода заключается в том, что в качестве безусловного используется механический раздражитель, позволяющий вызвать у собаки желание избежать механического воздействия. Положительная сторона механического метода состоит в том, что он позволяет добиться четкого закрепления и безотказного выполнения необходимых действий. Данная техника, как правило, применяется в процессе дрессировки взрослых собак с сильной нервной системой. Для щенков она не подходит, поскольку при частом использовании вызывает у них угнетенное состояние и недоверие к дрессировщику. Со временем щенок начинает бояться дрессировщика и выполняет его команды принужденно. Применяя механический метод, не следует допускать длительного и сильного воздействия на собаку. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности животного. Навык считается отработанным, если представляет собой законченное действие. Выработка любого навыка проходит в три этапа. Этап 1 Действия дрессировщика направлены на то, чтобы вызвать у собаки определенную реакцию на раздражитель. На этом этапе животное нечетко различает команды и путается при их исполнении. В данном случае очень важно поощрять собаку лакомством и похвалой. На занятиях не должно быть отвлекающих раздражителей. Дрессировка проводится на коротком поводке. Этап 2 Заключается в усложнении уже выработанного действия условного рефлекса до навыка. В качестве усложнения к основному условному рефлексу добавляются другие действия. Например, подход к дрессировщику по команде «Ко мне!» усложняют обходом его справа. Этап 3 Представляет собой закрепление отрабатываемого навыка при наличии определенных раздражителей. Данный этап необходим для того, чтобы впоследствии собака безотказно выполняла команды. Следует постоянно менять место и время проведения занятий, а также применять разные методы воздействия на собаку. В процессе дрессировки у собаки вырабатывается динамический стереотип поведения. Динамический стереотип представляет собой свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать отдельные условные рефлексы. Чем лучше выработан динамический стереотип, тем надежнее собака. Следует учитывать, что при неверных действиях дрессировщика у собаки, как правило, возникает отрицательный стереотип. Следует заметить, что успех дрессировки во многом определяется условиями окружающей среды. Слишком жаркая или, напротив, холодная погода существенно усложняет работу. Оптимальная температура для проведения занятий от -10 до +20 °С. Если занятия проходят при жаркой погоде, собаке необходимо чаще пить и отдыхать в тени. В дождливую погоду тело собаки рекомендуется покрывать непромокаемой тканью. К процессу дрессировки следует подходить с учетом породы, возраста собаки, а также состояния ее здоровья и воспитания. Также следует учитывать характерные особенности нервной системы. Молодых собак следует приучать к работе постепенно, соблюдая определенный режим. Если у собаки хорошо развита пищевая реакция, следует как можно чаще использовать пищевое подкрепление. При дрессировке животного с развитой пассивно-оборонительной реакцией нужно очень осторожно использовать механические раздражители. При развитой активно-оборонительной реакции упражнения на выработку охранных навыков следует проводить лишь после отработки тормозных рефлексов. В процессе дрессировки собак с возбудимым типом нервной системы следует очень осторожно отрабатывать тормозные навыки, поскольку в противном случае у животного может развиться невроз. Необходимо учитывать, что собаки подвижного типа дрессируются значительно легче и быстрее, чем собаки-флегматики. На групповых занятиях дрессировщик обязательно должен составлять индивидуальный график занятий для каждой собаки. В случае появления признаков нежелательного поведения его необходимо пресекать. Собака с развитым отрицательным навыком непригодна к жизни в квартире и на службе. Наличие отрицательных навыков затрудняет также процесс выработки положительных. Причиной нежелательного поведения могут стать действия дрессировщика. Например чрезмерное воздействие поводком скорее всего вызовет у животного рефлекс боязни поводка и дрессировщика. Довольно часто случается, что собака, выполняя все команды дома, не хочет работать на улице. Дело в том, что рефлекс, не отработанный до автоматизма, быстро угасает при наличии сильных посторонних раздражителей. В данном случае следует уделить больше времени этапу закрепления навыка. ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ Воспитывать и дрессировать собаку нужно уже в щенячьем возрасте. Некоторые несложные навыки можно привить щенку уже с 1,5-2 мес. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, следует учитывать следующее: – необходимо соизмерять нагрузки с физическим состоянием и типом нервной системы животного; – команды должны подаваться четко с уверенной интонацией; – во время дрессировки нельзя применять насильственные методы коррекции поведения и послушания; – условные рефлексы хорошо вырабатываются во время игры; – за правильное выполнение команд собаку следует поощрять лакомством и похвалой; – не следует заменять команды синонимами (например, вместо «Сидеть!» говорить «Сиди!»); – следует добиваться обязательного выполнения произнесенной команды, в противном случае собака решит, что вас можно не слушаться; – нельзя допускать, чтобы животное выполняло команды других людей, даже если они ваши друзья (исключением является дрессировщик); – в процессе дрессировки следует внимательно следить за реакцией собаки, чтобы не травмировать ее нервную систему; – при воспитательной дрессировке команды следует подавать одновременно голосом и жестом. Воспитательная дрессировка щенка Курс воспитательной дрессировки включает в себя отработку следующих навыков: – движение рядом с дрессировщиком; – посадка, укладка и стойка собаки; – показ прикуса у щенка и отношение к наморднику; – подход к дрессировщику и переход в свободное состояние; – отношение к привязи; – подача предмета; – отношение к корму; –
|