Собачья Жизнь

Форма входа

Категории раздела
Собачье право [25]
СОБАЧЬЕ ПРАВО В РАМКАХ УК РФ.

Корзина
Собачье право [25]
СОБАЧЬЕ ПРАВО В РАМКАХ УК РФ.

Валюта

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Собачье право » Собачье право
мимика собак ч2
Интеллектуальные способности собаки


Для многих владельцев собак актуальным является вопрос о том, что думают и чувствуют их питомцы. При этом существует две опасности, с одной стороны, недооценить способности собаки, а с другой — придать ей слишком много человечности. Вообще, вторая опасность, на самом деле гораздо реальнее. Очень часто люди, пользуясь тем, что собака молчит (в смысле, не изъясняется при помощи человеческого языка), наделяют ее чувствами, мыслями и переживаниями, о которых несчастное животное и не подозревает.

Всем владельцам собак нужно усвоить, что собака имеет свое восприятие мира и свой способ общения с ним, словом, свою психологию, которая не менее специфична и интересна, чем человеческая, в чем-то уступает ей, а в чем-то и превосходит. Однако, собака не человек, и это важно помнить всегда. Ведь иначе невозможно не только чему-нибудь научить ее, но и построить полноценные взаимоотношения с животным.

Итак, думают ли собаки? В принципе, поведение собаки можно полностью свести к инстинктам, естественным потребностям и рефлексам. Но у каждого, кто любит собак и общался с ними, найдется в запасе хотя бы один пример, подтверждающий способность собаки к разумным действиям. Поэтому важно перечислить те умственные операции, которые для собаки не характерны в принципе:

♦ собака не обладает способностью к логическому мышлению, так как она не пользуется языком как системой искусственных знаков.

Хорошим примером отсутствия логического мышления может служить поведение собаки с затянутой на шее веревкой. Когда она стоит, то дышит свободно, но, стоит ей рвануть, начинает задыхаться, но при этом не понимает, что ее неприятные ощущения связаны именно с резкими движениями;

♦ собаки не понимают человеческих слов, если только это не команды, к которым они приучаются посредством дрессировки, или условные словечки типа «пойдем гулять!» или «иди кушать!», которые связаны с удовлетворением их потребностей или запретом на какое-то действие;

♦ у собаки отсутствует способность к воображению;

♦ собака не обладает способностью к имитации. Ученые доказали этот факт путем многочисленных исследований. За способность к имитации часто ошибочно принимают так называемое «заразительное» или «общественное поведение».

Этот тип поведения представляет собой один из важнейших аспектов жизни любой собаки. Так именно он позволяет ей многому научиться.

Данный тип поведения проявляется на самых ранних этапах жизни и лежит в основе самосохранения. По своим проявлениям он напоминает имитацию, но истинным подражанием не является. В данном случае речь идет о копировании, не всегда возникающем в ответ на одни и те же стимулы. Если, например, один олень из стада испугается и кинется в сторону, то же самое сделает все остальное стадо.

Такое поведение является проявлением групповой деятельности.

Стая домашних голубей может в течение многих дней кружить над голубятней, а потом вдруг пускается в многочасовой перелет и удаляется от дома. Все члены стаи заражаются желанием, которое вспыхнуло у нескольких птиц.

Такое поведение по своей природе отлично от миграций птиц с севера на юг или с юга на север, так как последнее вызвано совсем другими причинами — физиологическими изменениями, вызванными удлинением или сокращением долготы дня. Зачастую от настоящего подражания такое копирование отделяет очень тонкая грань. При всем этом в результате привязанности к человеку у собак пробуждается интерес к его действиям, благодаря чему они приобретают определенную, весьма небольшую способность мыслить (если под мышлением подразумевать не способность к учению, а умение понимать).

У деревенской собаки или собаки, разгуливающей на воле, в том числе и охотничьей, развивается способность хранить в памяти ход рассуждений, логические цепочки, к которым можно обратиться при решении вновь возникающих проблем и задач. Множество примеров и экспериментов подтверждает присутствие у собаки такой загадочной способности, как интуиция.

Мышление у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, ограничивается биологическими закономерностями. Об этом нужно всегда помнить во время дрессировки: собака может постигнуть лишь то, что может непосредственно увидеть, понюхать, услышать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу и т.д. устанавливать связь между предметами и явлениями во времени и пространстве. Что касается собачьей памяти, то она весьма ограниченна.

Животное способно удерживать в памяти образ в течение лишь нескольких часов, после чего он затмевается другими образами. В то время как мы мыслим образами, собаки образов в памяти вызывать не могут. Вполне вероятно то, что собака не думает о своем хозяине во время его отсутствия, хотя и ожидает его возвращения в привычное время. Побывав в новом месте всего 2-3 раза, собаки в следующий раз воспринимают его как знакомое, даже попав туда спустя три года.

Лучше всего.

Лучше всего собаки запоминают запахи, поскольку именно обоняние, как уже говорилось, является для них приоритетным чувством. Поэтому в наморднике собака может решать лишь самые элементарные задачи. Очень важным аспектом поведения собаки для дрессировки является способность к адаптации, унаследованная от своих предков.

Хорошим примером этой способности может послужить поведение Белки и Стрелки в космическом корабле «Восток». В момент старта животные были очень насторожены, проявляли беспокойство и пытались сорваться с места. Когда наступила невесомость, животные зависли в воздухе посреди кабины, свесив головы. Они выглядели совсем безжизненными, и только данные телеметрической системы убеждали наблюдателей в том, собаки живы, а их пульс и дыхание постепенно приходят в норму. Через некоторое время они стали поднимать головы и шевелить конечностями. Поначалу это было им очень трудно. Белка даже рассердилась и начала лаять, но постепенно собаки ко всему привыкли и даже стали есть.

Дрессировка собак возможна именно потому, что они не ограничены жесткими рамками инстинктивного поведения. Благодаря способности собаки к адаптации, ее можно научить не делать того, чего требует инстинкт, например, мочиться на каждое дерево. Очень важным и интересным является вопрос о том, какую роль играет ассоциативный опыт в поведении собаки.

СОБАКА ОБЛАДАЕТ:

Собака обладает достаточно явно выраженной, хотя весьма по разному проявляющейся в индивидуальных случаях способностью объединять выгодные для себя ситуации и накопленный опыт с тем, что она когда-то делала до данных обстоятельств или одновременно с ними. То есть она способна учитывать прошлый опыт, ассоциируя отдельные детали своего поведения с разнообразными ситуациями, выгодными или не выгодными.

Своеобразный собачий ум проявляется в способности животного использовать прежний опыт в самой разнообразной обстановке, быстро приспосабливать свое поведение к новым условиям, в четкости действий при выполнении сложной работы по команде дрессировщика.

Процесс рождения ассоциаций и их направляющую роль в деятельности собаки можно проследить во время охоты. Рассмотрим, например следующую цепочку.

Стимулируемая чувством голода и вызванной им врожденной активностью поиска добычи собака бродит по местности и обнаруживает какую-то съедобную дичь. Под влиянием врожденного инстинкта она ловит добычу и с удовольствием ее поедает.

Таким образом, и саму охоту, и ее результат собака связывает с событиями, предшествовавшими удовлетворению ее инстинктивных потребностей. В первый раз она связывает лишь те события, которые непосредственно привели к поимке добычи.

В следующий раз, когда в аналогичной ситуации животному снова сопутствует удача, ассоциативная цепь удлиняется, захватывая более ранние события, в том числе те, которые происходили еще раньше, за несколько часов до успешной охоты.

В следующий раз цепь ассоциаций отодвигается еще дальше в прошлое, и собака приходит в неистовый восторг, увидев, как хозяин только начинает вытаскивать из шкафа охотничье снаряженье. Уже приготовление к сборам на охоту воспринимается собакой как очень приятное событие. Подобные цепочки, возможно более короткие, можно проследить при сборах на обычную прогулку или приготовлениях к обеду.

Некоторые собаки имеют склонность следить за происходящим вокруг с большим интересом. Причем прослеживается достаточно явная закономерность: чем наблюдательнее собака, тем больше у нее развивается ассоциативное мышление.

Представители настороженных, хотя и спокойных пород, гораздо лучше подмечают различные ассоциативные детали, чем те, которые приходят в крайнее возбуждение и только и делают, что суетятся. Хотя излишняя флегматичность, тем не менее, может мешать собаке следить за происходящим. Всем известно, что собака с живым подвижным характером замечает такие вещи, на которые более пассивная просто не обратит внимания.

Существует своего рода закономерность.

Существует своего рода закономерность: спокойная собака получает ассоциации, главным образом, от человека, в то время как живая и подвижная - от окружающего мира. У комнатной собаки ассоциативный мир сравнительно беден. В подобных условиях наиболее развитыми оказываются как раз таки спокойные особи.

Они научаются извлекать из речи и поступков человека самые разнообразные ассоциации, как приятные, так и неприятные для себя. При звуке знакомых слов собака восстанавливает в памяти все детали знакомых ситуаций. Установлено, что большинство комнатных собак достаточно точно реагирует, по меньшей мере, на десять слов. Привыкая слышать человеческую речь, собака научается понимать по оттенкам и отдельным словам намерения человека. Чем чаще вы будете «болтать» со своей собакой, обращаться к ней по тому или иному поводу, озвучивать свои действия по отношению к ней, тем больше будет у нее шансов развивать свои ассоциативные способности, тем смышленее будет ваше животное.

По данным американского ученого Скотта, собаку можно научить понимать около сотни слов. Это относится как к комнатным, так и к охотничьим собакам. Даже если домашнюю собаку специально не обучать, она постепенно запоминает имена и прозвища не только домочадцев, но и приходящих в дом гостей. Кроме того, они очень быстро усваивают смысл тех слов, которые связаны с их кормлением и выгуливанием или в каких-то других повторяющихся ситуациях, например, на охоте.

Без особого труда можно приучить собаку примерно к тем же ассоциациям, которые мы связываем с определенными словами. Очень распространенными являются проявления радости со стороны собаки при фразе или слове, рождающем у нее ассоциации, довольно точно восстанавливающие в памяти картину того, о чем говорит человек. Так, ваш четвероногий друг может при желании разделить с вами приятные воспоминания о уикенде, проведенном в лесу или на даче, где ему, как и вам, было весело и вольготно.

Собака может наслаждаться приятной ассоциацией, даже не рассчитывая на ее немедленное исполнение. Собака обладает способностью сопоставлять различные воспоминания ассоциативного порядка и выбирать из них по своему желанию такое, на основе которого она будет затем действовать. Если собакой овладело игривое настроение, она обычно не удовлетворяется какими-то случайными игрушками, а бежит за каким-нибудь только ей известным интересным предметом и только после этого приступает к игре.

Собака может надолго запомнить то или иное событие или чувственное переживание.

Если это переживание было достаточно сильным, то оно на всю жизнь. То же самое касается ее способности запоминать того или иного человека. Если кто-то обошелся с животным плохо, оно будет долго с недоверием относиться к обидчику. Такое отрицательное отношение распространяется и на тех незнакомцев, которые чем-то похожи на обидчика и сохраняется до тех пор, пока он не проявит достаточно доброжелательности и дружелюбия, чтобы переместиться в противоположное ассоциативное поле.

У собаки должна быть возможность выражать человеку свои желания и побуждать его действовать в соответствии с ними. Если речь идет об ассоциативной цепи, в которой человеку отводится важная роль, имеется в виду, что он понимает настроение и желания собаки и может их выполнить. Только в этом случае просьба животного обретает смысл. Если человек не реагирует на призывы собаки, он становится для нее бесполезным и даже опасным существом.

Способность собаки к самообучению находится в прямой связи с ассоциативным мышлением. Не самым приятным для человека проявлением такого самообучения является усвоенное животным умение выпрашивать пищу. Другой более сложной пример просьба собаки наполнить миску для питья. В этом случае ее действия выглядят еще более «разумными». Когда животное не в состоянии выполнить действие, которого требует в данный момент его организм, его естественной инстинктивной реакцией является визг и негромкий лай. Голодная собака начинает повизгивать и без труда замечает, что люди в этом случае дают ей поесть. Причем чем сильнее визг, тем быстрее результат.

Так животное усваивает, что более громкий визг помогает ему быстрее добиться результатов и начинает «спекулировать» им даже в тех случаях, когда оно не очень голодно, а люди укрепляют его в полученном навыке, если всякий раз, как собака заскулит или залает, дают ей поесть.

Интересную смесь

Интересную смесь врожденного и приобретенного представляют собой так называемые призывные действия. Не выучившись предварительно, собака никогда не будет побуждать человека к действиям, в которых сама не участвует и которые могут приносить ей лишь временную пользу.

Однако, без всякого выучивания или самообучения животное энергично призывает нас к игре. Оно приносит игрушку, потрясает ею или принимается задорно лаять, всей своей мимикой выражая призыв к игре. Призыв к игре может включать действия, которые являются не врожденными, а исключительно индивидуальными.

Собака практически без самообучения может побуждать нас участвовать в действиях, которые она совершает со своими соплеменницами, но только в результате самообучения и ассоциативной деятельности она призывает человека к действиям, на которые ее соплеменницы не способны, без предварительного обучения или самообучения, совершать вместе. Так, собака может активно побуждать свою хозяйку к приготовлению пищи, по опыту зная, что и ей с этого кое-что перепадет.

Реагирование собаки на кличку — тоже результат обучения и самообучения. Животное привыкает связывать комбинацию произносимых человеком звуков с тем, что его, например, гладят или кормят, или играют с ним, или за что-то журят.

Большинство сложных форм поведения собаки является результатом обучения или (что чаще) опыта, основанного на методе проб и ошибок. Помня об этом при обучении, следует поощрять каждую успешную попытку. Но это отнюдь не означает, что за каждую неудачную попытку животное следует наказывать, поскольку сама неудачность попытки является для собаки достаточным стимулом к дальнейшему обучению. Наказание за неуспешную попытку, таким образом, «выбьет» собаку из естественных природных рамок и отобьет у нее желание выполнять дальнейшие необходимые для обучения задачи.

Наказание.

Наказание отнюдь не должно быть исключено из системы тренировок и обучения. Когда собаку обучают не делать чего-то, а она не слушается, можно прибегать к мягкому мотивированному наказанию. Так будет нетрудно выработать у нее ассоциацию между нежелательным действием, совершаемым ею, и легким дискомфортом или неприятным ощущением. Когда такая связь образуется и упрочится, собака отучается поступать неподобающим образом.

Помните, что наказание непременно должно следовать за ослушанием, чтобы выработалась правильная ассоциация. Собака легко связывает наказание с той или иной ситуацией или местом, но не всегда с собственным поступком. Кроме того, собака не способна связать причину и следствие с разрывом во времени. Поэтому она может просто «не понять» ваших действий и принять их за немотивированную жестокость.

Если собака совершила проступок на расстоянии от вас, киньте в нее каким-нибудь не очень тяжелым предметом, или накажите виновника, приблизившись к нему, но никогда не подзывайте к себе, чтобы наказать. Метод «кнута» должен органично сочетаться с методом «пряника», то есть поощрением за выбор собакой удачных вариантов. Похвалите или приласкайте животное сразу после правильного поступка, если к тому же он совершен там и тогда, где это было необходимо.

Собаки, у которых уже есть определенный опыт поощрений и наказаний, могут, хоть и с некоторым опозданием, связывать между собой совершенный поступок и предстоящее поощрение или наказание. В то же время собаке недоступна награда за предстоящее действие. Поэтому ее нельзя поощрять за какое-то действие до его совершения. Каждому, наверно, приходилось наблюдать у своей собаки виноватый вид, когда ее застанут, например, лежащей на диване или в другом неположенном месте. «Виноватый» вид собаки означает, что с этим действием у нее ассоциативно связано наказание, и она его предвкушает. По наблюдениям Конрада Лоренца, собака, сознающая, что за совершенный проступок ей полагается наказание, во избежание неприятных последствий, может препятствовать или, наоборот, способствовать осуществлению какой-либо деятельности. Так, собака будет абсолютно по разному относиться к своему хозяину и к постороннему человеку.

Потребности собаки изменяются с возрастом, например, потребность в партнере появляется только по достижении половой зрелости. Собаки разного возраста испытывают разную потребность в пище. В старости или во время болезни могут исчезнуть половые потребности.

Категория: Собачье право | Добавил: Пантера (09.12.2010)
Просмотров: 423 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz