Собачья Жизнь |
Главная | Регистрация | Вход | RSS | Приветствую Вас Гость |
|
Форма входа |
|
Категории раздела | |
|
Корзина | |
|
Валюта |
Поиск |
Наш опрос |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О защите животных от жесткого обращения” Предметом регулирования федерального закона "О защите животных от жесткого обращения” являются различные общественные отношения имеющие своим объектом животных. Обращение с животными является существенно важной стороной деятельности человека, затрагивающей интересы и чувства многих людей, отражается на морально-этической, социальной, экологической и экономической сторонах жизни общества. Как показали социологические исследования, проведенные в России и США, жестокость подростков по отношению к животным сопровождается противоправными поступками, направленными против общества. Отсутствие в действующем законодательстве правовых норм, регламентирующих гуманное обращение с животными, приводит к многочисленным случаям жестокого обращения с ними. По поводу обращения с животными, отношения к ним, использования их часто возникает конфликт интересов, не имеющий во многих случаях своего правового разрешения. Причиной этого является наличие пробелов в существующем законодательстве. Предлагаемый законопроект "о защите животных от жестокого обращения” и призван восполнить эти пробелы. Законопроект "О защите животных от жестокого обращения разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.71, пункт "е”;), предусматривающей экологическое и культурное развитие , частью которых является экология и культура обращения с животными. В развитие ст. 12 и ст.26 закона РФ "О животном мире” законопроект устанавливает требования к обращению с животными как нормы-обязанности гуманного обращения. Наиболее важной заслугой и особенностью закона является то, что он формирует конкретные требования-нормы обязанности по гуманному обращению с животными и детально классифицирует категории животных. Таким образом, все животные ( дикие, дикие животные в неволе, синантропные, безнадзорные, одичавшие и бродячие домашние животные, используемые в сельском хозяйстве) оказываются в сфере правового регулирования по вопросам защиты их от жестокого обращения. Необходимость разработки и принятия данного Федерального закона обусловлена : - отсутствием в федеральном законодательстве на уровне закона единообразных требований к обращению с животными; - ущербом, наносимым общественной нравственности и делу воспитания подрастающего поколения из-за отсутствия эффективной защиты животных от жестокого обращения; - необходимостью приведения в соответствие норм законодательства РФ с международно правовыми нормами, содержащими детализированные требования к обращению с животными; - обеспечением действенной правоприменительной практики, а также эффективного применения норм административной и уголовной ответственности. Необходимость правового регулирования обращения с животными признана цивилизованными странами более столетия назад; законодательство по защите животных от жесткого обращения действует в настоящее время в странах Европы, в США, Канаде, Австралии, ряде стран Азии и Африки. В международном праве действуют пять Конвенций, разработанных Советом Европы. Одна из этих Конвенций ратифицирована нашей страной в 1987 г. В настоящее время требования к обращению с животными, имеющие место в международном праве и собранные в унифицированном виде в Конвенциях Совета Европы и в национальных законодательствах не находят своего отражения в Российских законах. В законодательстве Российской Федерации понятийный аппарат, относящийся к области обращения с животными, не соответствует принятому в международном праве; правовое регулирование разбросано по ведомственным нормативным актам, что вызывает различное толкование гуманного обращения с животными, не охватывает все категории животных. Действующее в настоящее время законодательство в области обращения с животными оставляет многочисленные стороны обращения с животными без правового регулирования. Например в статьях 137, 230, 231, 241, 243 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) рассматриваются вопросы обращения с животными, однако не раскрываются существенно важные моменты: о сути принципов гуманности, случаев ограничения общих правил об имуществе применительно к животным, о понятии надлежащего содержания животного, о нормах гуманного обращения с животными, об изъятии животного у владельца как меры защиты животного от жестокого обращения. Так, нормы установленные в ГК РФ в статьях 230. 231, 232, рассматривают вопросы прав собственности на безнадзорных животных и правила об обязанностях лиц, задержавших безнадзорных животных, но вопросы защиты животных от жестокого обращения в этих статьях не рассматриваются. Также не разъясняется какие именно требования включает понятие "надлежащее” содержание животных; в статье 137 указывается на недопустимость жестокого обращения с животными при применении имущественных правил, но что в таких случаях считать жестоким обращением также не раскрывается; статьи 241 и 243 касаются вопроса изъятия домашних животных у собственника, однако, отсутствуют нормы, в соответствии с которыми возможно изъятие любого животного в случае жестокого обращения с ним. Как видим, в указанных нормах ГК РФ, отражающих вопросы обращения с животными, не раскрываются основные принципы гуманности и не определяются общие требования к обращению с животными. В статье 245 Уголовного кодекса РФ и в статье 1021 Кодекса об Административных правонарушениях ( далее соответственно УК РФ и КоАП РФ) устанавливается ответственность за жестокое обращение, однако, опять не уточняется, что означает жестокое обращение. Фактически устанавливается ответственность за действия, совершаемые, как правило из хулиганских побуждений: калечение, истязание животного. Все остальные случаи жестокого обращения с животными, совершаемые при нарушении правил содержания их, правил обращения с ними, использования их - в быту, в производстве и научных исследованиях, в зрелищных мероприятиях и т.д.- выпадает из сферы действия закона, остаются не наказуемы. Таким образом, правоприменительная практика УК РФ, КоАП РФ и ГК РФ затруднена отсутствием определения правонарушения при обращении с животными. Единственный Федеральный закон, регулирующий отношения в области охраны и использования животного мира "О животном мире”, затрагивает вопросы обращения только с дикими животными, исключая все остальные категории животных и также не формулирует принципы гуманного обращения с ними. Не смотря на то, что слово "гуманный” упоминается в двух статьях (12 и 13) Закон "О животном мире” также не устанавливает отличия гуманного обращения с животными от негуманного, не указывает как разграничить способы пользования животных по этим признакам, и поэтому опираться на этот закон в правоприменительной практике невозможно. В любом случае, Закон "О животном мире” касается только использования диких животных и не регулирует отношения в многочисленных областях человеческой деятельности, где используются все остальные животные. Как результат отсутствия Федерального закона, устанавливающего общие принципы и нормы обращения с животными, действующие нормативно-правовые акты, в том числе ведомственные, практически не затрагивают вопросов гуманного обращения с животными и не подчиненные единым требованиям, исключающим жестокое обращение с ними вступают, по многим позициям, в противоречие друг с другом ( например, требования к обезболиванию, эвтаназии животных), оставляют нераскрытыми важные моменты при содержании и использовании животных ( приемы обращения, нормы эксплуатации и др.). В некоторых областях деятельности человека - зрелищных мероприятиях, например- вообще отсутствуют нормативно-правовые акты. Структура и содержание законопроекта. Работа по законопроекту инициирована депутатами Государственной Думы с привлечением специалистов в области биологии, ветеринарии, образования, науки, животноводства, охотоведения, экологии, юриспруденции, биоэтики. Проект закона состоит из 6 глав и 24 статей. В главе 1 изложены основные понятия, используемые в проекте, особенности и принципы правового регулирования защиты животных от жесткого обращения. В главах 2 и 3 изложены права и обязанности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения. В главе 4 содержатся требования, исключающие жестокость при обращении с животными, используемыми в различных областях человеческой деятельности: в науке, производстве, сельском хозяйстве, дома, во время охоты, в развлекательных целях; определяется порядок транспортировки животных, их купли-продажи, гуманного умерщвления. Необходимо отметить, что закон "О защите животных от жестокого обращения” не содержит статей отсылочного характера, но содержит конкретные нормы-обязанности гуманного обращения с животными и четко ориентирует правоприменительную практику в сфере управления, деятельность правоохранительных органов в вопросах гуманного обращения с животными. Принятие закона позволит: - создать законодательную базу для регулирования вопросов гуманного обращения с животными; - повысить уровень общественной нравственности и культуры обращения с животными, совершенствовать морально- этическое и духовное воспитание молодежи; - ввести в федеральное законодательство признанные на международном уровне нормы обращения с животными, поднять престиж страны; - защитить интересы значительной части граждан, несущих моральный ущерб в результате жестокого обращения с животными; - достичь значительного экономического эффекта при получении продукции животного происхождения за счет повышения качества работ, проводимых с использованием животных. Вносимый проект федерального закона "О защите животных от жестокого обращения” не предполагает изменения существующего порядка финансирования видов деятельности, связанных с использованием животных и обращения сними, за счет бюджетных средств. | |
Просмотров: 407 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |