Собачья Жизнь

Форма входа

Категории раздела
Пути развития собаководства [0]
Вопросы обучения. Тренинг. [1]
Особенности пород [1]
Вопросы рабочих качеств
Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак [4]

Корзина
Пути развития собаководства [0]
Вопросы обучения. Тренинг. [1]
Особенности пород [1]
Вопросы рабочих качеств
Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак [4]

Валюта

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Жизнь с собакой. Шаг за шагом. » Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак
Тема 1. Понятия о поведении животных, воспитании и дрессировке.

Тема 1. Понятия о поведении животных, воспитании и дрессировке. Цели и задачи воспитания и дрессировки.      

Современные методы изучения поведения  животных :физиологический, этологический, сравнительно-психологический. Высшая нервная деятельность и поведение. Понятия о реакциях ,рефлексе и раздражителе. Понятие о безусловных и условных рефлексах.  Зависимость поведения собак от окружающей среды, наследственности ,физиологического состояния, и возраста.                                                                                           

 

Фактически  очень мало, кто обращает внимание на формулировки, хотя порой от этого может зависеть успех обучения. Например, из руководства по подготовке специалистов служебного собаководства С, возьмем формулировку о дрессировке. «Дрессировкой называется последовательное и регулярное воздействие человека на собаку в целях приучения ее к выполнению определенных действий по различным сигналам дрессировщика».

Отсюда мы можем видеть, что чтобы научить собаку самостоятельным действиям, одной дрессировки будет явно не хватать. Так как нет дрессировщика, нет сигнала, нет желательных действий со стороны собаки, или нет возможности со стороны дрессировщика подать этот сигнал имеет тот же результат. Значит должно быть еще что - то. Этим что - то будет являться «воспитание». К сожалению, формулировку этого понятия я в учебниках не нашел, не дали ее, и те люди к которым я обращался по этому вопросу. По этому мне пришлось сформулировать это понятие самому. Исходными были сведения, почерпнутые  в справочниках. Вот  эта формулировка: - «Воспитанием называется – непрерывное воздействие (как в физическом смысле, так и моральном) на духовное и физическое развитие, путем систематического влияния на формирование навыков поведения, понятий и характер, (что в дальнейшем будут определять действия индивидуума в той или иной обстановке, для решения возникающих перед ним задач и умении ставить перед собой цели) с целью формирования личности.

Еще раз подчеркиваю, что данное определение сформулировано мною, если оно вас не удовлетворяет, ищите более точное. Исходя, из этого определения я сделал следующие выводы: - дрессировку можно рассматривать как одну из составляющих частей процесса воспитания, что помимо дрессировки надо еще каким то способом  формировать еще и характер, который состоит из таких понятий как смелость, настойчивость, целеустремленность и т.д. и т. п. Другой вывод касается следующего: -так как воспитание есть непрерывный процесс, то обучение собаки длится всю ее жизнь, т.е. с момента рождения и до момента смерти, как говорится: - «век живи – век учись». Что обучение происходит за счет влияния и воздействия. А это значит, кто или что в данный момент влияет или воздействует, тот или то и учит, а значит, если постараться и все по мере возможности учесть, поставить под контроль, то тем самым мы поставим под контроль процесс воспитания. Следующий вывод, который напрашивается исходя из этой формулировки, что процесс обучения необходимо начинать как можно раньше, так как можно сказать, он начался для вашей собаки с момента рождения и такие качества как смелость, недоверчивость к посторонним и многие другие формируются уже на первом месяце жизни щенка за счет поведения суки.        

Теперь о том,  что такое «поведение».

Поведением животного называется вся сумма действий, производимых им в ответ на бесконечное многообразие непрерывно воспринимаемых им раздражителей, причем эти действия направлены на уровновешивание организма с внешними условиями с целью сохранения вида, т.е. выживания.

Исходя из этой формулировки, мы можем сделать следующие выводы: - что на обучение нашей собаки будут влиять не только наши воздействия, но и «бесконечное многообразие непрерывно воспринимаемых им раздражителей» внешней среды.

Исходя из этих формулировок мы видим,, что дрессировка есть одна из составных частей процесса воспитания. И задачей дрессировки является выработка у собаки  вполне определенных и конкретных навыков : во первых дающих возможность в ее практическом использовании и во вторых мы отрабатывая эти навыки имеем возможность формировать ее характер и такие качества как выдержка, смелость, настойчивость, сообразительность, т.е. имеем возможность активно участвовать в процессе воспитания.

Задачей воспитания является формирование полноценной служебной собаки со всеми необходимыми ей качествами, позволяющими ее использовать с наибольшей отдачей, а именно как выше было сказано – смелость, сообразительность, настойчивость и т.д. и т.п. Еще Ч. Дарвин писал в свое время: «Наши домашние собаки произошли от волков и шакалов, и хотя они не приобрели больше хитрости, и потеряли, быть может, значительную долю осторожности, зато развились в отношении некоторых качеств, например привязчивость». По этому странно и дико слышать в наше время о том, как собаки рвут своих владельцев, разглагольствования о дикости и злобе некоторых пород, единственная причина таких случаев и таких разговоров, это громадное самомнение и безграмотность этих людей, и тех, которые такие разговоры ведут.

В создании методов изучения поведения животных внесли свой вклад такие ученые, как Чарльз Дарвин, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Конрад Лоренц, Тимберген, Хайде и многие другие.

К методам изучения поведения  животных относят: физиологический, рассматривающий поведение животных в зависимости от физиологического состояния организма; этологический, рассматривающий поведение животных в зависимости от воздействия на него окружающей среды; и сравнительно-психологический, рассматривающий поведение животных на основе закономерностей высшей нервной деятельности.

В основе поведения всех многоклеточных животных, за исключением самых примитивных, лежит деятельность черезвычайно сложного органа – нервной системы, с наиболее сложным ее отделом – головным мозгом.

Высшей нервной деятельностью (ВНД) называется  – деятельность нервной системы с ее главным и самым сложным отделом – головным мозгом. Академик И.П.Павлов и его ученики раскрыли в частности ряд закономерностей ВНД

животных, лежащих в основе взаимодействия механизма поведения организма со средой, которые позволяют понимать сущность психики животных, научно обосновывать методику обучения  и намечать пути ее совершенствования. Теоретическим фундаментом обучения собак служат работы в области физиологии И.П.Павлова о ВНД. Согласно которым все отделы центральной нервной системы (ЦНС), включая ее высший отдел – кору больших полушарий головного мозга, работают по принципу рефлекса. Т.е. любая нервная деятельность является отраженной,  возбуждается внешним толчком, под которым понимается любой раздражитель,. Действующий как из внешней среды, так и изнутри организма, но существующий вне нервной системы и ее окончаний.                                                 .                   

Раздражителями наз. все что воздействует на нервную систему животного.

Действия животного в ответ на раздражители наз. реакциями.

Рефлекс – это закономерная реакция организма на действия внешних и внутренних раздражителей.

Рефлекс осуществляется с помощью ЦНС.             Рефлексы различаются как условные, так и безусловные,. Что имеет большое значение при обучении собак. Безусловный рефлекс – это врожденный рефлекс (иногда его так и называют – врожденный рефлекс) стойко передается по наследству.       Примером могут служить действия новорожденного щенка. Еще ничего не видя и не зная, как бы мы сказали, он без всякого обучения  в тоже время все делает правильно, то есть совершает те действия, которые необходимы, чтобы выжить. Т.е. ползет, ищет сосок, сосет.        Условными рефлексами наз. рефлексы,, приобретенные собакой в процессе обучения, жизненного опыта.       Тот же щенок, сохранив на первых порах свое существование, при помощи безусловных рефлексов, и окрепнув, в дальнейшем приобретает целый ряд индивидуальных форм поведения и начинает приобретать характер.

Как было ранее сказано, поведение собаки – это система действий, посредством которых она приспосабливается к условиям внешней среды. Соответственно, поведение зависит от условий внешней среды, т.е. – температуры, влажности, освещенности, состава воздуха и т.п. Так же поведение будет зависеть и от физиологического состояния организма животного, от скорости протекания физиологических и нервных процессов. Поэтому на поведение собаки будут влиять и возраст, и наследственность, и пол, и деятельность желез внутренней секреции, так, например присутствие суки порождает у кобеля ряд специфических действий, тоже можно сказать и о запахе течной суки, что заставляет нас принимать вполне определенные меры при использовании собак. Голод заставит собаку искать пищу, и т.д. и т.п.

Поэтому можно сказать, что поведение животного, проявляющееся под влиянием внутренних раздражителей, затем осуществляется при действии на организм собаки внешних раздражителей, и наоборот внешние раздражители имеют значение только в том случае, если они соответствуют внутренним. Одни раздражители в этом случае неотделимы от других, и действуя на организм, они выступают как единое целое. Что необходимо учитывать при работе с собакой.




Категория: Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак | Добавил: Саныч (14.02.2012)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz