Собачья Жизнь

Форма входа

Категории раздела
Пути развития собаководства [0]
Вопросы обучения. Тренинг. [1]
Особенности пород [1]
Вопросы рабочих качеств
Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак [4]

Корзина
Пути развития собаководства [0]
Вопросы обучения. Тренинг. [1]
Особенности пород [1]
Вопросы рабочих качеств
Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак [4]

Валюта

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Жизнь с собакой. Шаг за шагом. » Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак
Тема 2. Безусловные рефлексы и инстинкты.

Тема 2. Безусловные рефлексы и инстинкты.

Понятие об учении И.П.Павлова о высшей нервной деятельности собак. Безусловные рефлексы и их значение в поведении собак .Простые и сложные безусловные рефлексы ..Понятие о инстинктах. Инстинкт – сложный безусловный рефлекс, врожденная основа поведения. Происхождение инстинктов. Этологическая теория инстинктов. Основные инстинкты, имеющие значение для дрессировки: - пищевой, оборонительный, половой, ориентировочный. (Влияние воспитания на проявление инстинктов).

 

Занимаясь обучением собаки в подавляющей своей массе, любители знают, что оно основано на учении  И.П.Павлова хотя редкий из нас может сформулировать его суть. В книгах и методиках по обучению собак  так же мы постоянно встречаем ссылки на это учение, но самой формулировки его, как правило, нет.  Если мы возьмем и просмотрим курс лекций изданных в 1952 году , что я сделал. Я бы после этого сказал так: - «Есть конкретные научно обоснованные выводы, полученные в результате проделанной громадной работы по физиологии ВНД, которые и являются сутью учения».   Одним из таких выводов является понятие о поведении животного, другие вскрывают механизм и явления, лежащие в основе этого понятия. Другой вывод дает  возможность понять значение  рефлекса.                                                                                                               Рефлекс – это закономерная реакция животного организма на внешний мир при посредстве нервной системы.

Разница между ними (имеется ввиду безусловные и условные рефлексы) та, что первые рефлексы постоянны (безусловные), а условные – временны. Другими словами, животный организм связан с внешним миром постоянными связями (имеется ввиду безусловные ре6флексы). Но этим не исчерпываются связи организма с внешним миром. Есть другая связь, когда известный агент (раздражитель), влияние связываются с организмом временно, причем связь эта происходит и зависит от определенных условий.     Животное получает возможность реагировать на явления более тонко, приспособляясь к самым разнообразным условиям.

 Следующий вывод касается функций одного из главных отделов ЦНС – больших полушарий головного мозга.

Основная и самая общая деятельность больших полушарий есть сигнальная с бесчисленным количеством сигналов и с переменной сигнализацией. Так же экспериментируя  и наблюдая, он сделал и такой вывод, что все отделы ЦНС, включая и ее высший отдел – кора головного мозга работают по принципу рефлекса, а основа  поведения, т.е. фундаментом является безусловный рефлекс (т.е. простые и сложные врожденные реакции).

Рассматривается так же сам рефлекс, механизм образования условного рефлекса, условно-рефлекторная дуга, в общем, все то без чего современная физиология существовать не может, а мы не имели бы базы для научного подхода к методам дрессировки. Академик И.П.Павлов большинство своих работ проводил, ставя эксперименты на собаках и наблюдая их поведение, поэтому его выводы относятся также само и к собакам.    И так безусловный рефлекс есть основа, фундамент поведения собак. Животное для проявления безусловных рефлексов не нуждается в обучении, оно рождается с готовыми для их проявления рефлекторными механизмами. Для проявления безусловных рефлексов необходимы:  1 – вызывающий его раздражитель, 2 – наличие определенного проводникового аппарата, т.е. готового нервного пути (рефлекторной дуги), обеспечивающего прохождение нервного раздражения от рецептора к соответствующему рабочему органу (мышце или железе).

Безусловные рефлексы вызываются как  внешними раздражителями, так и раздражителями, поступающими из самого организма. Так, например все акты деятельности новорожденного организма осуществляются посредством безусловных рефлексов, обеспечивающими первое время существование организма. Дыхание, сосание, калоизвержение и т.п. все это безусловно – рефлекторные реакции. Соответственно и основа всей жизнедеятельности организма, его физической физиологической деятельности, являются безусловные рефлексы. Так же безусловные рефлексы в дрессировке являются первоначальными действиями собаки, на основе которых дрессировщик вырабатывает условные рефлексы.

Безусловные рефлексы бывают простыми и сложными. Принципиального различия между ними нет. Разница лишь в том, что в проявлении сложного рефлекса участвует целый ряд простых, безусловно – рефлекторных актов. Так пищевая безусловно – рефлекторная реакция только что родившегося щенка, осуществляется при участии целого ряда более простых безусловно – рефлекторных актов – сосания, глотания, рефлекторной деятельности слюнных желез, желез желудка и т.д. Еще более сложным является инстинкт.

 Под инстинктом понимают, сложные действия животного, приводящие без предварительного обучения к наилучшему приспособлению его к определенным условиям.

И.П.Павлов сравнивая инстинкты  со сложными безусловными рефлексами, писал: «… как рефлексы, так и инстинкты, - закономерные реакции организма на определенные агенты (раздражители), и поэтому нет надобности, обозначать их разными словами. Имеет преимущество рефлекс, потому, что ему с самого начала придан строго научный смысл».

Приводя в пример действия утенка впервые  встретившегося с водой, который поплывет совершенно также как взрослая утка, без всякого предварительного обучения. Или птенец стрижа, вылетевший впервые из гнезда, обладает совершенными приемами полета и т.п. – все это примеры инстинктивных действий, которые обеспечивают приспособление животных к определенным и постоянным условиям жизни.

Следуя учению Ч.Дарвина о «естественном отборе», ученые пришли к выводу, что инстинкты – есть результат многовекового приспособления организма к окружающей его среде в борьбе за выживание.

Этологи (ученые, изучающие поведение животных) расширили данные выводы своими, которые гласят о том что целые поведенческие акты передаются по наследству, помогая при выживании вида, и с изменением обстановки (окружающей среды) они так же могут меняться и передаваться по наследству.

 

Согласно учебникам основными инстинктами, имеющими важнейшее значение при дрессировке, являются:

- пищевой, оборонительный, половой, ориентировочный.

Пищевой рефлекс направлен на обеспечение организма пищей.

Половой рефлекс направлен на воспроизводство потомства,  рядом с ним стоит родительский (или материнский), направленный на сохранение потомства.

Оборонительный рефлекс – связан с защитой организма. Он может проявляться в двух формах, а именно в виде активно – оборонительной реакции и в виде пассивной формы.

Ориентировочный рефлекс, его проявление мы видим, в постоянном стремлении собаки ознакомится  со всем новым, будь то новая территория, вещь ли, или новый человек, обеспечивающий осведомленность животного о всех изменениях в окружающей его среде, лежащий в основе постоянной «разведки» окружающей обстановки.

На проявление и формы проявления инстинктов можно оказывать влияние. То есть мы имеем возможность на изменения  в определенных пределах безусловных рефлексов. Это достигается в процессе воспитания. Показателен опыт, проделанный в лаборатории И.П.Павлова: два помета щенков были разделены на две группы, одну группу воспитывали на свободе, другую – в условиях изоляции от внешнего мира (в закрытом помещении). Когда щенки выросли, оказалось, что они резко отличаются друг от друга по поведению. Те, которые воспитывались на свободе, обладали активно- оборонительной реакцией, те же, которые жили изолированно, обладали ярко выраженной пассивно- оборонительной реакцией. Академик И.П.Павлов объясняет это следующим образом: - все щенки в определенном возрасте своего развития проявляют рефлекс первичной естественной осторожности на все новые для них раздражители. По мере знакомства с внешним миром у них происходит постепенное торможение этого рефлекса и переключение его в ориентировочную реакцию. Те же щенки, которые в период своего развития не имели возможности познакомиться со всем многообразием внешнего мира, не изживают этот пассивно – оборонительный рефлекс и они остаются на всю жизнь трусами. Однако нужно иметь в виду, что у отдельных собак, воспитывающихся в одних и тех же условиях, наблюдаются различия в проявлении оборонительных реакциях, что зависит от врожденных индивидуальных особенностей, свойственных родителям.  Поэтому необходимо уделить особое внимание рассмотрению вопросов процесса воспитания щенков, условиям содержания, и подбору пар родителей.

 

Категория: Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак | Добавил: Саныч (14.02.2012)
Просмотров: 3550 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz