Собачья Жизнь

Форма входа

Категории раздела
Пути развития собаководства [0]
Вопросы обучения. Тренинг. [1]
Особенности пород [1]
Вопросы рабочих качеств
Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак [4]

Корзина
Пути развития собаководства [0]
Вопросы обучения. Тренинг. [1]
Особенности пород [1]
Вопросы рабочих качеств
Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак [4]

Валюта

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Жизнь с собакой. Шаг за шагом. » Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак
Тема 8. Условия, облегчающие и затрудняющие работу собак и факторы дрессировки, обеспечивающие безотказность (надежность) их работы..

Тема 8. Условия, облегчающие и затрудняющие работу собак и факторы дрессировки, обеспечивающие безотказность  (надежность) их работы..

Влияние внешних условий на работу собак: погоды, температуры воздуха, ветра, влажности, характера почвы, особенностей рельефа, времени суток и года.

Принуждение, запрещение и поощрение, как основные факторы, обеспечивающие безотказность (надежность) работы собак. Влияние физиологического состояния (болезни, течки, голод и т.п.) на работу собак.

Индивидуальный подход к собакам и его значение в процессе дрессировки.

Дрессировка и использование собак происходят, как правило, не в изолированной  среде, где отсутствуют внешние факторы, влияющие на поведение собаки, а значит, если мы вернемся к формулировке «поведения» влияние внешних условий и внутренних факторов и буде определять те или иные действия собаки. Так, например  ветер может, как облегчить, так и затруднить работу собаки по следу, повышение температуры свыше 25градусов приводит, как правило, к быстрой утомляемости, небольшая влажность почвы облегчает работу по следу. Посторонние предметы, шумы, животные, люди  их действия затрудняют дрессировку собак. По этому влияние внешних условий, так или иначе, нам приходится учитывать.        

Все условия окружающей среды, влияющие на дрессировку и работу собак, подразделяются на косвенные и непосредственные, благоприятствующие и не благоприятствующие.

К косвенным условиям следует относить такие внешние влияния, которые облегчают или затрудняют дрессировку путем изменения общего состояния организма или оказывают воздействие на качество и состояние раздражителей, используемых для управления поведением собаки. Например, высокая температура окружающей среды влияет не непосредственно на дрессируемость собаки, а через изменения состояния организма вследствие его перегревания. В результате чего, нервная система быстрее утомляется, а это вызывает снижение активности и работоспособности.

К непосредственным условиям относят те, которые оказывают непосредственное влияние на нервную деятельность и поведение собаки через различные анализаторы (органы чувств). К ним, прежде всего, относят отвлекающие раздражители, которые вызывают такое явление как отвлечение (посторонние люди, животные и т.п.).

Наиболее благоприятным временем суток для работы с собакой является утро. Собака после ночного отдыха приступает к работе со свежими силами. Так же утром количество отвлекающих раздражителей  бывает относительно небольшим. Не плохо проводить занятия с собакой под вечер.

Работа в дневные жаркие часы, может производиться только с теми собаками, которые приучены работать при таких условиях.

В большинстве случаев дрессировку следует проводить в светлое время суток. Это обеспечивает хороший  контроль, как за действиями собаки, так и за окружающей средой со стороны дрессировщика. Дрессировку караульных и сторожевых собак необходимо проводит так же в вечернее и ночное время суток. Т.к. настороженность и проявление защитных реакций всегда возрастают в условиях темноты.

Температура окружающей среды оказывает большое влияние на состояние организма, а следовательно и на его работоспособность. О влиянии высокой температуры говорилось выше. Низкие температуры организмом собаки переносятся  легче, фактически при полноценном питании и хорошей упитанности они переносятся собакой легко. К условиям высоких и низких температур собак следует приучать.

Ветер так же имеет значение в работе с собакой, так встречный может глушить и искажать команды, попутный наиболее благоприятен, боковой при работе собаки по следу сносит запахи в сторону, что может сбить собаку со следа. Сила ветра влияет и на удержание запахов.

При обучении и работе розыскных собак большое значение имеет характер почвенного покрова. Так, например, запах долго удерживается на влажной взрыхленной почве, в луговых условиях. Каменистая, сухая, болотистая – является неблагоприятной для удержания запаха.

Сильно пересеченная местность усложняет работу собаки. Слишком густая и высокая трава и густой кустарник являются неблагоприятными  факторами на местности, предназначенной для занятий.

Населенные пункты всегда усложняют работу, как собаки, так и дрессировщика (очень большое разнообразие самых различных раздражителей).

Снег, засыпая следы, усложняет работу по следу, а при глубоком снеге или ледяной корке, затруднены движения.

Одной из задач дрессировщика состоит в том, чтобы добиться «безотказной»  работы. Такая работа может быть достигнута путем умелого использования таких действий, как принуждение, поощрение, запрещение.

Под  принуждением в дрессировке понимается совокупность действий дрессировщика, заставляющего собаку выполнить определенные действия в том случае, если собака отказывается или задерживает их выполнение.

Под  поощрением в дрессировке понимаются  действия,  подтверждающие и закрепляющие желаемые навыки.

Под  запрещением понимаются действия дрессировщика  прекращающие у собаки нежелательные реакции и действия.

 

Принуждение – применяется в виде различных воздействий на нервную систему собаки. Под «принуждением» следует понимать только такие меры воздействия, которые вызывают достаточно выраженную реакцию самозащиты в пассивной форме (т.е. выполнение нужного действия). В процессе обучения, дрессировки и в работе  «принуждение» должно применяться  тогда, когда дрессировщик должен усилить на собаку воздействие, чтобы добиться желаемого действия. Особое  значение имеет «принуждение» в период закрепления навыка. При использовании «принуждения» как фактора дрессировки, усиливающего безотказность действий собаки, следует использовать, наряду с сильно действующими безусловными раздражителями (механическими), условные в виде угрожающей интонации. Применять «принуждение» следует так же и в тех случаях, когда собака задерживает выполнение команд по причинам внешнего и внутреннего порядка. Следует помнить, что при закреплении условного рефлекса необходимо соблюдать следующий порядок:  

1) Первоначально команда подается в обычно произносимой интонации (за исключением особых случаев, например команды «фас!»).

2) Если собака не делает необходимых действий, команду следует повторить в угрожающей форме, что усилит воздействие условного раздражителя – команды. В случае задержки вновь поданной команды, команду повторяют еще раз, усиливая угрожающую интонацию с обязательным подкреплением ее безусловным раздражителем механического порядка.

Поощрение – совокупность действий дрессировщика, применяемых для закрепления выполняемых собакой навыков. В качестве «поощрения» используются следующие безусловные раздражители: - пищевые (лакомство), тактильные (поглаживания, похлопывания и т.д.). А так же условные – звуковые команды, произносимые в ласковой интонации. «Поощрение» – применяемое для закрепления выполненных собакой действий, должно следовать сразу за этими действиями. Большое значение имеет «поощрение», как контраст «принуждению». В этом случае «поощрение» имеет целью не только закрепить выработанные навыки, но  оно и выравнивает состояние нервной системы, ликвидируя угнетенное состояние и прекращая оборонительную реакцию в пассивной форме, которые наступают у многих собак после  применения «принуждения».

Запрещение – все многообразие воздействий дрессировщика, для прекращения нежелательных действий собаки. В качестве «запрещения» используют сильные механические раздражители в сочетании со звуковым сигналом. Применение «запрещения» обязательно должно совпадать с моментом совершения собакой нежелательных действий. При частом повторе звукового сигнала, как «запрещения», без подкрепления соответствующим безусловным раздражителем, действие его угасает (т.е. собака не прекращает нежелательных действий по поданной команде).

Изложить все возможные способы индивидуального подхода к собакам при др6ессировке совершенно невозможно, так как здесь наибольшее значение должна иметь творческая инициатива самого дрессировщика, применительно к особенностям дрессируемой им собаки. Но, проявляя творческую инициативу, дрессировщик должен исходить из определенных положений. Соответственно уже отсюда вытекает, что, прежде всего дрессировщик должен иметь определенную теоретическую базу (т.е. определенные знания). Т.к. далее в той  же книге указывается  - что необходимо определить тип ВНД и т.д. и т.п.

 

Категория: Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак | Добавил: Саныч (14.02.2012)
Просмотров: 1936 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz