Собачья Жизнь

Форма входа

Категории раздела
Пути развития собаководства [0]
Вопросы обучения. Тренинг. [1]
Особенности пород [1]
Вопросы рабочих качеств
Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак [4]

Корзина
Пути развития собаководства [0]
Вопросы обучения. Тренинг. [1]
Особенности пород [1]
Вопросы рабочих качеств
Физиологические основы поведения воспитания и дрессировки собак [4]

Валюта

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Жизнь с собакой. Шаг за шагом. » Вопросы обучения. Тренинг.
Кое что о воспитании как о процессе и методах воспитания
Воспитанием называется процесс непрерывного воздействия (как в физическом смысле, так и моральном) на духовное и физическое развитие индивидуума (в нашем случае собаку), путем систематического влияния на формирование навыков поведения, понятий и характер, (что в дальнейшем будут определять действия этого индивидуума в той или иной обстановке, для решения возникающих перед ним задач и умении ставить перед собой цели) с целью формирования этого индивидуума, как личности способной к самостоятельной жизни и деятельности.
Первое на что здесь необходимо обратить внимание, это то, что этот процесс непрерывный и постоянный, т.е. он фактически длится всю жизнь.
Второе – это то, что помимо нас в этом процессе участвует вся окружающая, данный индивидуум, среда. Т.е. это надо понимать так, что если вы в данный момент не занимаетесь своей собакой, это не значит, что процесс воспитания остановился. Это значит, что он протекает без вашего участия под воздействием происходящих в данный момент событий и внешних факторов, оказывающих действие на вашу собаку. Последствия этого воздействия, если собака к ним не подготовлена, могут быть самые непредсказуемые вплоть до панического страха. Примером может служить случай произошедший с моим щенком «московской сторожевой», которому на момент случившегося было 3 месяца. Придя, домой я застал его в испуганном состоянии, оказалось следующее – ЖКО проводило ремонт крыши. Рабочие снимали листы старого кровельного железа и сбрасывали его вниз. В полете листы издавали громкий специфический звук, при ударе о землю они также грохотали, причем грохот напоминал раскаты грома при грозе. При обучении и в дальнейшем он не боялся выстрелов, многих других резких громких звуков, но во время грозы боялся раскатов грома. И мне пришлось специально посвятить несколько занятий, чтобы отучить его бояться раскатов грома.
И третье – что это то что в этом процессе учувствуют и физические факторы, а следовательно мы можем физически на него оказывать влияние (т.е. определенным образом контролировать его и управлять им)
Теперь определим, что такое духовное развитие – на мой взгляд, это как раз и будут характер и такие его черты как смелость, стойкость. Например, большинство собак при борьбе с человеком, без определенной подготовки, через какой то промежуток времени или пытаются выйти из схватки, или прекращают ее совсем, имеется в виду активные действия, такие как нападение. Способность к усвоению сложных навыков, способность не теряться в неожиданных ситуациях и т.д. и т.п.
О роли и значении правильного воспитания особо распространяться нет нужды, т.к. каждому любителю хотелось бы иметь смелую умную собаку, воспринимающую происходящие события и реагирующую на них вполне определенным образом. Этот образ действий всегда должен согласовываться с взглядами владельца. Если этого не происходит, то мы так или иначе все равно пытаемся их изменить в нужную нам сторону, чего без нужного и должного воспитания достичь невозможно. Причем еще раз подчеркну, что правильность и достаточность того или иного действия диктуется владельцем, а это значит, что он так или иначе учит собаку видеть (если так можно выразится) события, происходящие вокруг согласно своим взглядам.
Говоря о методике воспитания, я в первую очередь имею в виду способы воздействия на восприятие собакой происходящих событий. Т.е. подход незнакомого человека может трактоваться вашей собакой как акт угрозы или агрессии направленной в ее сторону. А может так же видеться вашей собакой с другой стороны, ну, например как дача корма, лакомства, возможности поиграть, получить ласку. Соответственно реакция вашей собаки будет на этот подход разной, и соответствовать той точке зрения, которая на данный момент возобладает у вашей собаки на это событие. Или другой пример – нам необходимо вызвать у собаки негативное отношение к приходу домой незнакомого (постороннего) человека. При стуке в дверь (звонке) необученная собака будет стремиться к двери, и обследовать вновь прибывшего. Так как ее к этим действиям толкает безусловный ориентировочный инстинкт. Если в этот момент, вновь прибывший человек даст
лакомство и приласкает вашу собаку, то следующего ваша собака будет встречать уже радостно, ожидая подачки. То есть, ни о каком негативном отношении в этом случае речи идти не может. Если же мы при стуке в дверь, уберем и закроем собаку, например в другой комнате, то возникнет конфликтная ситуация. С одной стороны ориентировочный инстинкт толкает вашу собаку к сближению, дабы обследовать вновь прибывшего, с другой стороны невозможность этого сделать. И следующий фактор, который будет оказывать влияние в данной ситуации – это ограничение свободы передвижения дома. Все это вместе взятое, при нескольких повторах вызовет у вашей собаки негативное отношение к приходу постороннего человека (т.е. приход постороннего будет вызывать у вашей собаки отрицательные эмоции). В дальнейшем если мы хотим, чтобы собака определенным образом реагировала самостоятельно, т.е., когда находиться одна дома, мы в начале отрабатываем у собаки определенные действия на команды (дрессируем собаку по определенным навыкам). Потом, моделируя события и отдельные факторы внешней среды, воздействуем на собаку во время этих действий в определенной последовательности, вызывая у нее как определенные эмоции, так и действия.

В своё время один инструктор, объясняя как он видит процесс обучения, как то сказал - : «представьте себе что вам нужно что-то объяснить иностранцу и не просто объяснить ,а ещё и заставить сделать то что он никогда не делал, и не видел как делается, который по русски ну, ни-ни, и переводчика нет», ведь собака по своему мыслит и мышление её отличается от нашего, чувствует, и чувства эти также отличаются от наших, на них оказывают влияние окружающая среда и мы как главный фактор воздействия, и на этой основе строится её восприятие происходящего в данный момент, и чувства её несколько отличаются от наших и под влиянием этих факторов действует.
Мне понравилась такая трактовка, и я попытался на индивидуальных занятиях, придать ей так сказать, наглядность, а так как «иностранца» под рукой не было, то пришлось «сооружать экспромт», но люди поняли, и к занятиям после этого «эксперимента» и соответствующих объяснений, относились я бы сказал более вдумчиво.
Суть эксперимента сводилась к следующему – сам эксперимент не сложен, не требует специального оборудования, нужен листок чистой бумаги, карандаш и человек напарник, но вы не предупреждаете его, и он ничего не должен знать о том что вы можете его попросить сделать, лучше двух или трёх, один заведомо сильнее вас, другой слабее, ну и третий равный вам по силе, но можно и просто кого то одного, дальше по ходу дела если у вас хорошо работает воображение сами дорисуете всё.
Подойдите к этому человеку и попросите на листке бумаги нарисовать какую ни будь геометрическую фигуру, и предупредите его что он должен её нарисовать так как представляет, не смотря на помехи с вашей стороны. Сами кладете руку на его руку которой он будет рисовать её и когда он её рисует, пытаетесь или рисуете как получится другую геометрическую фигуру, например - я говорю человеку , что бы он нарисовал круг, и когда он рисует этот круг, я стараюсь, держа поверх его этой руки рисующей круг свою руку, нарисовать треугольник (причем это должно делаться именно одновременно и именно с той рукой, которой человек будет рисовать эту фигуру).
Небольшая просьба, прошу прочитать сперва мои объяснения, полностью не вдаваясь в суждения по абзацам, как говорится – по ходу чтения, и составить так сказать общую картинку.
ПЕРВОЕ - когда вы обратились с просьбой к напарнику (ам) – вы тем самым побуждаете его к определенным действиям, и то как он отнесётся к вашей просьбе (с улыбкой, насмешкой, интересом т.е. желанием узнать, а что последует дальше, или снисходительно, мол сделаю –только отстань, А может с недоверием, ожидая какого либо подвоха или воспримет как очередную игру и т.д. и т.п.) относится к разряду эмоций, которые формировались далеко до вашей просьбы и даже до того как вы начали оказывать на него воздействие, т.е. ещё до вашего с ним знакомства, и соответственно наложат свой отпечаток на его (их) действия, то же мы наблюдаем и в поведении собаки приступая к обучению, так как команду также рассматривают как побуждение к каким то действиям , как и то как и каким образом вы обратились к собаке (т.е. просто ли взяли, одели ошейник с поводком, или подозвали , покрутив кусочек лакомства и т.д.) до этого . Так же как вид листка бумаги и карандаш, тоже вызывает у человека определённые эмоции.
ВТОРОЕ – как я сказал вы попросили - потребовали нарисовать определённую геометрическую фигуру , например круг. Понятие округе как о вполне определённой геометрической фигуре сложилось у нас еще до школы, т.е. до того как мы узнали , что есть такая наука –«геометрия», с помощью окружающих (вших) нас людей, и человек будет честно пытаться нарисовать этот самый круг, а теперь представьте себе что вам этот круг т.е. фигуру (именно вам, а не ему) называли с «пелёнок» не кругом, а треугольником, а треугольник – кругом, т.е. понятие об этой фигуре будет носить разное звуковое обозначение (именно понятие), и когда вы будете просить человека нарисовать круг он будет честно пытаться нарисовать ту фигуру, к названию которой он привык, а вы наоборот, так как привыкли, что эта фигура называлась по другому. И просьба нарисовать круг будет побуждать его к вполне определённым действиям согласно приобретенных им понятий. Соответственно рисуя одновременно с ним одним карандашом круг или какую то другую фигуру, четкого контура этой фигуры не получите, и зависит это будет от соотношения сил приложенных как с его стороны так и с вашей, чем сильнее напарник, тем сильнее сопротивление его руки вашей, и тем больше искажения, точно так же можно рассматривать ( с такой же точки зрения), обучение собаки какому то конкретному приёму, а так как это всегда связано с механикой, т.е. когда вам необходимо научить собаку каким то конкретным действиям , в какой то определённый отрезок времени, и в какой то определённой обстановке окружающей среды, и т.д., вы так же можете встретить сопротивление ( и нужно быть всегда готовым к сопротивлению и тому что сразу этого не получится в том виде, в котором бы вам хотелось, по этому обучение взрослой собаки всегда тяжелее, чем щенка, так как она сильнее щенка и более консервативна, если так можно выразится, в своих взглядах). А также собака будет ориентироваться на прилагаемые вами усилия и эмоции, т.к. как уже ранее мы говорили, что они налагают определённый отпечаток на все наши действия с учетом эмоций собаки и ваших в сумме (и не всегда эта сумма может быть положительна с вашей точки зрения). Всегда нужно помнить, что точки зрения могут в данный конкретный момент, как и понятия о действиях не совпадать ( ведь человек тоже может уйти не согласившись, по какой-то причине от вашей просьбы). По этому, у собаки нужно вырабатывать - отрабатывать не только условные рефлексы, но и понятия. Я допустим - рассматриваю отработку условных рефлексов как промежуточный (необходимый) момент, для выработки определённых понятий у собаки. По этому - дрессировка и является для меня СОСТАВЛЯЮЩЕЙ частью процесса воспитания (согласно формулировке о дрессировке - "Дрессировкой называется последовательное и регулярное воздействие человека на собаку в целях выработки условных рефлексов по различным сигналам дрессировщика"). Примером может служить подготовка и обучение собаки к охране вещи и квартиры, не выработав понятия, что посторонний – это всегда противник, не возможно научить собаку правильно ориентироваться при охране. Не просто раздражитель, а объект вызывающий определённые эмоции в зависимости от конкретных действий и конкретного места и согласно этому она должна действовать.
А поэтому при обучении данному приёму вы также должны учитывать свои эмоции, и человека помогающего вам готовить собаку, и в определенный момент фиксировать как противника не только своими действиями, но и эмоциями, а не просто как учебное пособие и соответствующим образом вести себя, помогая собаке и также выработать у неё определенное эмоциональное восприятие этого объекта.
К сожалению в письменном виде мне гораздо труднее это изложить чем в устной форме, даже конспекты было писать гораздо проще, а поэтому заранее спасибо, что проделали то, что я просил, и прочитали данное объяснение.

Категория: Вопросы обучения. Тренинг. | Добавил: Саныч (15.02.2012)
Просмотров: 490 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz